Поиск по сайту

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация: Проблемы, связанные с делегированием функций государственного управления государственным корпорациям, наиболее актуальны для России на сегодняшний день. В связи с активной децентрализации власти в госкорпорациях, на примере госкорпорации «Роскосмос», влекущее нерациональное расходование бюджетных средств, не выполнение функций главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, государственного заказчика, государственного заказчика – координатора, исполнительного директора государственной программы вооружения, а также госпрограмм Российской Федерации, президентских программ, федеральной космической программы Российской Федерации, межгосударственных и федеральных целевых программ, государственного оборонного заказа, федеральной адресной инвестиционной программы, программ Союзного государства и программ международного сотрудничества в области космической деятельности. Разрешение данной проблемы может сделать аппарат государственного управления более эффективным.

Ключевые слова: делегирование функций, государственная корпорация, государственная компания, инвестиционная программа, бюджетные средства.

Актуальность проблемы делегирования функций государственного управления государственным корпорациям, заключается в том, что сейчас в российском обществе не сложилось единого мнения о роли госкорпораций, одни ученые высоко оценивают деятельность госкорпораций, признавая их решающую роль в инновационном развитии, улучшении использования государственного имущества. Другие ученые не согласны с этим и настаивают на необходимости преобразования их в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями[1]. Переданные корпорациям привилегии в виде особых государственных полномочий, заставляют задуматься о рациональности этого делегирования. Ведь они, создаются с целью повышения эффективности государственного управления, деятельности органов исполнительной власти по осуществлению их основных функций. Как свидетельствует мировой опыт, государственные корпорации появляются при необходимости решения каких-то экономических проблем[2]. Зачастую государственные корпорации не прибыльны, потому что они создаются для реализации государственной политики в тех сферах экономики, где не работают рыночные механизмы и нужно дать толчок инновационному и инвестиционному развитию[3]. Так как многие социальные проекты, реализуемые корпорациями, не приводят к желательным социальным и экономическим эффектам[4]. В данной работе мы попробуем обосновать отсутствие необходимости делегирования функций государственного управления государственным корпорациям.

В 2003–2015 гг. в Российской Федерации активно создавались государственные корпорации[5]. В отечественной научной литературе к самому понятию «государственная корпорация» и его содержательному наполнению как субъекта и юридического лица с особой организационно-правовой формой интерес ученых появился относительно недавно. Хотя само понятие «государственная корпорация» было введено 8 июля 1999 г.[6] Федеральным законом № 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях”» (от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)[7]. Это объяснялось тем, что новые проблемы государственного аппарата требовали новых подходов для повышения собственной эффективности[8]. Одним из вариантов повышения эффективности стало внедрение коммерческих принципов в систему организации государственной власти. Продолжением этой политики является передача (делегирование) определенных государственных полномочий субъектам частного права (корпорациям и компаниям). Все это укладывается в логику либеральной идеи построения такой организации общества, в которой государство будет играть минимальную роль[9]. К сожалению, тенденция делегирования функций и полномочий государственного управления госкорпорациям не показала должного эффекта на аппарат государственного управления в России.

Рассмотрим этот механизм на конкретном примере. Государственная корпорация по космической деятельности «Федеральное космическое агентство» (далее - корпорация). Корпорация является юридическим лицом, созданным Российской Федерацией в организационно-правовой форме государственной корпорации, учрежденной в 2015 году[10]. В 2016 году президент издал указ «О государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"»[11]. Корпорация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации осуществляет полномочия (функции): главного распорядителя бюджетных средств; получателя бюджетных средств; главного администратора доходов бюджета; администратора доходов бюджета; государственного заказчика; государственного заказчика – координатор; исполнительный директор государственной программы вооружения; госпрограмм РФ; президентских программ; федеральной космической программы России; межгосударственных и федеральных целевых программ; государственного оборонного заказа; федеральной адресной инвестиционной программы; программ Союзного государства и программ международного сотрудничества в области космической деятельности[12]. Полномочия этой корпорации чрезвычайно велики для Российской Федерации, потому что эта корпорация выполняет одну из важнейших функций нашего государства – оборону. Прежде всего, это вопрос национального престижа, демонстрация лидерства в гонке вооружений, что является гарантией безопасности[13]. Роскосмос также занимается разработкой, испытанием и развертыванием противоспутникового оружия и компонентов ПРО космического базирования; проведением военных экспериментов в космосе; созданием и развертыванием в космосе средств оптического и электронного подавления; созданием и размещением оружия в космосе оружия, базирующегося на новых физических принципах, размещением объектов в космосе с обычным вооружением на борту, а также выход в космос объектов с ядерным оружием и другим оружием массового уничтожения, если такой выход не квалифицируется как размещение объекта в космосе[14]. До создания госкорпорации «Роскосмос», в 2011 году Российская Федерация осуществила 32 запуска космических ракет-носителей, в 2012 году - 24 запуска, в 2013 году - 32 запуска, в 2014 году - 32 запуска и в эти годы наша страна была лидером среди других стран. После создания госкорпорации в 2015 году Россия осуществила 26 запусков космических ракет-носителей, и сохраняло лидерство, но в 2016 году нас обогнали США и Китай, в этот год Россия осуществили 19 запусков, а в 2017 году 16 запусков[15]. Следовательно, необходимо принимать срочные меры по повышению качества управления космическими проектами для возвращения России в число ведущих космических держав. Это особенно важно в связи с тем, что космическая техника во многом определяет уровень развития менее технологичных отраслей, каждое рабочее место в космической отрасли создает десятки высокотехнологичных рабочих мест в смежных отраслях[16]. Поэтому эффективность деятельности госкорпорации «Роскосмос» так важна для Российской Федерации.

Мы предлагаем внести в статьи 25-28 закона, закрепление ответственности коллегиального исполнительного органа Корпорации. Так как сейчас фактически закреплена безответственность руководителя госкорпорации, это связано с тенденциями делегирования полномочий госкорпораций, которые во избежание централизации управления не предусмотрели никаких фиксированных процедур и критериев оценки деятельности генерального директора и руководителей госкорпораций.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что делегирование функций государственного управления государственным корпорациям, не оправдывает себя. Необходимо вернутся к централизованному управлению с установлением ответственности за принятие решений приводящие к вышеизложенным последствиям, для обеспечения эффективного достижения целей: научно-исследовательской, промышленной, оборонной и т.д. Когда контроль и надзор государством за космической отраслью осуществляется, без каких-либо преград. Тем самым, в определенной степени разрешится проблема с эффективным расходованием бюджетных средств Российской Федерации.

 

Список использованной литературы

  1. Ащеулова Е.С., Фарафонтова Е.Л. Правовой аспект милитаризации космоса // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015. Вып. 2. № 11. С. 421-423.
  2. Ильина Г.Н. Социальная ответственность российского бизнеса: стратегии и инновации // Вестник МГИМО. 2014. №1 (34). С. 216-224.
  3. Кирсанов А.Н., Северьянова Т.Ю. Государственная корпорация: субъект с особым правовым статусом // Вестник Российского университета дружбы народов». Серия: Юридические науки. 2013. № 2. С. 39-45.
  4. Нехайчик В.К. Административно-правовой статус и функции государственных корпораций в системе субъектов органов исполнительной власти Российской Федерации: проблемные вопросы // Экономика и социальная политика. 2016. № 3 (116). С. 11-16.
  5. Романовская О.В. Делегирование государственно-властных полномочий в системе публично-правового регулирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 36. C. 143–154.
  6. Суханова Н.В., Сысоев А.П. Государственные корпорации и их роль в инновационном развитии российской экономики // Креативная экономика. 2015. Вып. 9. № 7. С. 861-872.
  7. Тронин В.Г., Юхно И.В. Анализ качества управления космическими проектами // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2017. № 2 (78). С. 71-77.
  8. Федеральный закон от 08.07.1999 N 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"» // pravo.gov.ru (дата обращения 20.11.18).
  9. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // pravo.gov.ru (дата обращения 20.11.18).
  10. Федеральный закон от 13.07.2015 N 215-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"» // pravo.gov.ru (дата обращения 20.11.18).
  11. Указ Президента РФ от 12.05.2016 N 221 (ред. от 21.12.2017) «О мерах по созданию Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"» // pravo.gov.ru (дата обращения 20.11.18).

[1] Суханова Н.В., Сысоев А.П. Государственные корпорации и их роль в инновационном развитии российской экономики // Креативная экономика. 2015. Вып. 9. № 7. С. 861-872.

[2] Романовская О.В. Делегирование государственно-властных полномочий в системе публично-правового регулирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 36. C. 143–154.

[3] Нехайчик В.К. Административно-правовой статус и функции государственных корпораций в системе субъектов органов исполнительной власти Российской Федерации: проблемные вопросы // Экономика и социальная политика. 2016. № 3 (116). С. 12.

[4] Ильина Г.Н. Социальная ответственность российского бизнеса: стратегии и инновации // Вестник МГИМО. 2014. №1 (34). С. 216.

[5] Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // pravo.gov.ru (дата обращения 20.11.18).

[6] Кирсанов А.Н., Северьянова Т.Ю. Государственная корпорация: субъект с особым правовым статусом // Вестник Российского университета дружбы народов». Серия: Юридические науки. 2013. № 2. С. 39.

[7] Федеральный закон от 08.07.1999 N 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях"» // pravo.gov.ru (дата обращения 20.11.18).

[8] Нехайчик В.К. Административно-правовой статус и функции государственных корпораций в системе субъектов органов исполнительной власти Российской Федерации: проблемные вопросы // Экономика и социальная политика. 2016. № 3 (116). С. 12.

[9] Романовская О.В. Делегирование государственно-властных полномочий в системе публично-правового регулирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 36. C. 143–154.

[10] Федеральный закон от 13.07.2015 N 215-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"» // pravo.gov.ru (дата обращения 20.11.18).

[11] Указ Президента РФ от 12.05.2016 N 221 (ред. от 21.12.2017) «О мерах по созданию Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"» // pravo.gov.ru (дата обращения 20.11.18).

[12] Федеральный закон от 13.07.2015 N 215-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос"» // pravo.gov.ru (дата обращения 20.11.18).

[13] Ащеулова Е.С., Фарафонтова Е.Л. Правовой аспект милитаризации космоса // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015. Вып. 2. № 11. С. 421.

[14] Ащеулова Е.С., Фарафонтова Е.Л. Правовой аспект милитаризации космоса // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015. Вып. 2. № 11. С. 422.

[15] Тронин В.Г., Юхно И.В. Анализ качества управления космическими проектами // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2017. № 2 (78). С. 74.

[16] Тронин В.Г., Юхно И.В. Анализ качества управления космическими проектами // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2017. № 2 (78). С. 76.