В жизни каждого человека существуют кризисные периоды. Они символизируют этап, благодаря которому личность переходит на новый уровень развития, начинает по-другому рассматривать и ощущать себя.
Впервые с таким периодом человек сталкивается в глубоком детстве, в возрасте 3 лет. Ребенок начинает осознавать себя как индивидуальность, заявлять о себе как об отдельном «Я». Поведение малыша застает родителей врасплох: еще вчера он был послушным и нежным, а сегодня папа и мама замечают в его поведении новые и не всегда приятные черты.
Сладить с ребенком в период кризиса порой бывает действительно тяжело. Не только потому, что малыш вредничает, но еще и потому, что его желания и заявления нередко противоречат друг другу. Что делать и как помочь себе и крохе? Сначала нужно понять, по какой причине так происходит.
Симптомы кризиса
В 3 года ребенок впервые осознает: он такой же человек, как и окружающие его взрослые. Если ранее малыш говорил о себе в третьем лице («Вася», «Петя»), то теперь он говорит о себе: «Я». Ребенок начинает подражать взрослым, требовать того же, что есть у них. Например, взрослые ложатся в 10 часов – и кроха тоже хочет ложиться в десять. Малыш стремится сам одеваться, мыться, а помощь взрослых отвергает как назойливую и ненужную.
Негативизм, отвержение всего, что пытаются насаждать окружающие, – одно из проявлений кризиса 3 лет. При пассивном негативизме ребенок просто отказывается делать то, что говорят ему взрослые. Активное проявление подразумевает, что кроха делает полностью противоположное тому, что от него требуют.
Негативизм – социальное проявление. Оно адресовано человеку, а не его требованиям. Мотив поведения малыша оказывается за гранью ситуации.
Но это не единственный симптом кризиса:
- Упрямство. Проявляется в том, что ребенок долго и настойчиво требует желаемого. Но требует не потому, что ему это нужно, а потому, что хочется. При этом не нужно путать настойчивость и упрямство. Настойчивость подразумевает стремление достичь поставленной цели, а вот упрямство требует потакания и исполнения сиюминутной прихоти. Например, когда малыш хочет кататься на санках, но при этом отказывается от помощи мамы, которая предлагает поднести ему санки наверх, это пример настойчивости. Когда родители зовут малыша с прогулки домой обедать, а он не хочет, это упрямство.
- Деспотизм. Малыш не просто отрицает требования взрослых, упрямо делает все наоборот, но и пытается подчинить себе родителей. Несмотря на взросление, малыши словно пытаются вернуть младенческое время, когда папа и мама по первому требованию предоставляли все, что они хотели.
- Обесценивание. Ребенок своим поведением показывает: все, что было ему дорого, теряет свою ценность. Малыш может сломать любимую игрушку, кривляться и даже обзываться.
- Стремление привлечь внимание. Поскольку ребенок осознает свое «я», он хочет привлечь к себе внимание. В ход идут любые способы, в том числе прямое стремление к конфликту.
- Самостоятельность. Хотя малыш еще мало умеет, он многое хочет делать сам. Это желание доставляет множество неудобств родителям. Если мама варит суп, трехлетний кроха хочет помочь ей положить овощи в кастрюлю или помешать горячее блюдо.
- Ревность. Если в гости приходит другой ребенок, или в семье есть несколько детей, может проявляться ревность по отношению к другим малышам. В основе ревности все то же стремление к деспотизму.
Суть кризиса 3 лет заключается в том, что ребенок хочет и старается проявить себя как личность, пытается выстраивать социальные отношения, становится самостоятельным. Пусть пока малыш многое не умеет, и его усилия еще несовершенны, родителям не стоит им мешать. Нужно помочь и направить, мудро, ненавязчиво.
Что делать родителям?
Частая ошибка родителей - пытаться противоречить детям, ругать их, наставлять на повышенных тонах. Это вызывает еще большую волну агрессии и противостояния. Постарайтесь избежать таких методов, иначе вы рискуете выраститьупрямого, нетерпимого и жестокого человека, с безвольным характером и отсутствием инициативы.
Лучше отреагировать по-другому:
- Будьте абсолютно спокойными и уравновешенными. Поймите: малыш испытывает ваши нервы. Если он найдет слабину, то в будущем начнет этим пользоваться, т.е. достигнет цели и установит над вами невидимую власть.
- Не «душите» запретами, но и не поощряйте вседозволенность. Спокойно продолжайте требовать от малыша выполнения общих для всех членов семьи правил.
- Озвучивайте чувства малыша. Этим вы даете понять, что понимаете ощущения ребенка. В то же время вы не позволяете манипулировать собой посредством капризов и истерик: вы даете понять, что знаете истинные намерения крохи.
- Подключайте игровой момент. Малыш капризничает и не хочет кушать? Посадите кукол и накормите их понарошку. Расхвалите, какая вкусная каша. Скорее всего вскоре и ваш малыш подключится к трапезе.
- Ведите себя с ребенком как с равным. Исключите из разговоров повелительный тон. Представьте, что вы партнеры, и говорите с малышом как взрослым человеком.
- Структурируйте режим дня. Поскольку нервная система крохи в кризисный период напряжена, строгий режим дня позволит ему почувствовать уверенность и стабильность.
- Предоставьте самостоятельность. Малыш хочет сам одеваться, без вашей помощи? Хорошо, дайте ему такую возможность. Если на это понадобится больше времени, а вы спешите в детский садик, начните одеваться пораньше. Выбирая вещи для прогулок, предоставьте малышу выбор из нескольких вещей.
Важно предоставить ребенку свободу действия в тех областях, где он сможет вести себя «как взрослый». В тех сферах, где кроха еще чувствует неловкость, стоит поддержать его, помочь и направить. Так вы сформируете самостоятельность и примените тактику воспитания разумного послушания.
Если же кроха начинает капризничать, плачет, даже ложится на пол, проявите мудрость и не обращайте внимания, относитесь спокойно. Когда капризы случаются дома, оставляйте ребенка одного в комнате. Пусть наплачется и поймет, что истерикой он своего не добьется.
Если малыш начал громко плакать в людном месте, отведите его в сторону и, не обращая внимания, дождитесь, когда истерика прекратится. Затем обязательно поговорите о том, что ребенок хочет, и существует ли иной путь осуществления его желания. Договаривайтесь, приводя логичные доводы: в 3 года малыши очень чувствительны к аргументам.
Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним (Руссо Ж.-Ж.).
Кризис 3 лет – интересная пора, пора, когда ваш ребенок берет новые вершины в осознании собственного «Я», и Вы, дорогие родители, должны проявить мудрость и терпение, чтобы заложить крепкое и правильное основание в стремлении воспитать здоровую и счастливую личность!