Поиск по сайту

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Политика российского Центробанка по управлению золотовалютными резервами страны вызывает серьёзные вопросы. Даже в парламенте России подвергли сомнению эффективность действий Набиуллиной, которая вывела сотни миллиардов долларов, разместив их на депозитах и в долговых бумагах иностранных государств.

Вместе с тем мир – в ожидании второй волны коронавируса, которая может привести к обвалу рубля и отказу от доллара как мировой резервной валюты.

Меня в кои-то веки порадовали люди, которые «протирают штаны и юбки» в стенах российского парламента. Так, весьма интересное заключение, а для госпожи Набиуллиной – на грани фола, дал комитет Госдумы по экономической политике на годовой отчёт ЦБ.

Там обратили внимание на тот факт, что по итогам 2019 года Центробанк резко увеличил в резервах долю японских активов. Если на начало года их было 7,5% от ЗВР, или чуть более 35 млрд долларов, то на конец – уже 13,2%, или более 73 млрд долларов. Переброска резервов в Японию стала крупнейшей операцией ЦБ после масштабной переконвертации из американского доллара в китайский юань, которая было совершена весной 2018 года. Тогда команда Эльвиры Набиуллиной вложила в китайскую валюту более 67 млрд долларов и с тех пор постепенно наращивала инвестиции в Поднебесную, несмотря на понесённые серьёзные убытки.

В прошлом году ЦБ удвоил вложения в японские активы, но в годовом отчёте каких-либо пояснений на этот счёт нет, говорится в заключении думского комитета. Цитата по «Интерфаксу»: «Японская экономика по-прежнему не может выйти на траекторию устойчивого роста, а процентные ставки по японским финансовым инструментам близки к нулю либо даже отрицательны». Согласитесь, весьма примечательный момент – зачем Набиуллина вкладывает российские деньги, наши с вами деньги, в активы, которые не приносят дохода? Ещё одна цитата: «Увеличение доли китайских ценных бумаг в российском золотовалютном «портфеле» <…> могло объясняться сравнительно высокими темпами роста китайской экономики», но в случае «с японскими ценными бумагами подобные аргументы неприменимы», говорится в заключении.

Если у депутатов данный факт не вызывает вопросов, то у меня они имеются. Приведу пример. Россия лишилась как минимум $7,7 млрд прибыли в начале прошлого года только из-за сокращения доли доллара в валютных резервах. Об этом свидетельствуют данные Bloomberg. Тогда эксперты отмечали, что замена долларов на евро или юань, возможно, не самый лучший вариант для долгосрочных вложений. В общей же сумме, с учётом других операций, за 12 месяцев Банк России сработал «в минус» на 23 млрд 300 млн долларов, потеряв 5% от резервов. А процентный доход от ценных бумаг покрыл лишь 18% этой суммы.

Рост ЗВР произошёл лишь благодаря массированной скупке валюты на Московской бирже и выкупу практически всего золота, которое добывается в России.

Резко сократив вложения в американскую валюту, докупив евро и втрое увеличив инвестиции в юань, ЦБ потерял 20 млрд долларов на курсовых разницах. Убытки на 1 млрд 700 млн долларов принесли сделки РЕПО, которые, как сообщает Центробанк, проводятся для «управления риском ликвидности».

Потери ЦБ нельзя считать виртуальными: если бы регулятор оставил структуру ЗВР нетронутой (22% евро, 5% юаней и 43% долларов), их общий объём был бы на 7 млрд 700 млн долларов больше, о чём свидетельствуют расчёты аналитиков Bloomberg.

Но вернёмся к российской переброске в Японию. С большой вероятностью, Центробанк перевёл на острова долларовые активы: их доля на балансе за год выросла до 24,5%, или до 136 млрд. При этом лишь малая часть этих денег хранится в американских гособлигациях, а основная доля размещена на депозитах в коммерческих и центральных банках иностранных государств.

Заметьте, наши деньги работают на кого угодно, но не на Россию. По всем валютам (не только долларам) в наличных и депозитах ЦБ держал на начало года рекордные почти 175 млрд долларов. После переброски части этих активов в японские банки Токио стал вторым после Пекина «центром притяжения» по объёму доверенных российских резервов. Самое печальное в этой ситуации то, что отечественная экономика, российские граждане остро нуждаются в помощи и поддержке, но на них денег нет, зато они всегда находятся для вывода из России.

«Сколько нужно денег? Правительство 5 трлн в этом году собирается выделить, мне кажется, это мало. Я согласен с Алексеем Кудриным, который считает, что 2-3 трлн ещё минимум надо. Моя оценка – 8 трлн в 2020 году надо вложить, но это не полный год. В 2021 году надо вложить 12 трлн, а в 2022-м – 14 трлн. Если мы хотим выскочить на экономический рост. Потому что иначе мы опять ввергнемся в стагнацию, да ещё не сможем преодолеть негативные тренды, например, отток капитала, который уже составил 800 млрд. 13-й год идёт отток», – считает академик РАН Абел Аганбегян.

Академик Аганбегян назвал сумму в 800 млрд долларов, которые офшорные дельцы вывели из нашей с вами страны. Им плевать на Россию, она для них – место, где можно «срубить бабла», а живут они за кордоном. И в ближайшее время их жизнь ещё больше упростится. В России вводится полная либерализация валютного контроля.

«На сегодняшний день около 50% собственности в промышленности – это нерезиденты. То есть у нас уже половина промышленности поглощена нерезидентами, среди которых, конечно, много российских граждан, которые через офшоры руководят своими компаниями, но факт в том, что собственники половины российской промышленности находятся в иностранной юрисдикции. У них, возможно, российские паспорта, но их активы находятся в англосаксонской юрисдикции. И когда начинаются санкции, эти активы могут в один момент испариться, будут арестованы, будут наложены ограничения и запреты на возврат, репатриацию денег в Россию. И, таким образом, мы фактически контроль за нашим национальным богатством отдаём в англосаксонскую юрисдикцию через офшоры. Это очень опасно», – считает академик РАН Сергей Глазьев.

Аналитик считает, что сейчас валютные рынки сталкиваются с «множественными встречными потоками» на фоне опасений по поводу возможной второй волны COVID-19. Эксперт считает, что новая вспышка заражения может привести к тому, что доллар США серьёзно ослабнет по отношению к большинству валют развитых стран, включая Китай. Стратегия выхода США из-под карантинных ограничений выглядит хуже, чем в остальном мире, что неминуемо приведёт к снижению спроса на американскую валюту. Касаясь перспектив китайского юаня, с точки зрения эксперта, они очень сильно улучшаются. По мере того, как Китай постепенно открывает свои финансовые рынки и вводит всё больше активов, номинированных в китайской валюте, ситуация становится более позитивной для юаня.

 

Можно предположить, что Набиуллина пользуется этим прогнозом, а возможно, она просто заигралась в валютные спекуляции, которые пока приносят России одни убытки. Одна из главных обязанностей ЦБ, которая, кстати, прописана в Конституции, – стабильность рубля. Но здесь не наблюдается особого оптимизма.

Так, в начале июня аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования заявили, что курс доллара может вырасти до 90 руб., если в мире начнётся вторая вспышка коронавируса и властям вновь придётся вводить карантинные ограничения. В своём базовом сценарии эксперты ожидают существенного ослабления рубля во втором полугодии 2020 года под влиянием нового снижения цен на нефть, сезонного роста внутреннего спроса на валюту и оттока капиталов с развивающихся рынков, в том числе российского.

Очевидно, что к политике ЦБ возникает всё больше вопросов и не только из-за вложений российских денег в Японию. Ненормально, когда богатая страна имеет нищее население, а сотни миллиардов долларов работают на кого угодно, но не на Россию. Ненормально, когда ЦБ становится убыточным, но при этом никто за это не несёт ответственности.

Источник

У вас недостаточно прав для комментирования