Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В обществе, где отсутствуют по оглашению не только фундаментальные смыслы, но даже идеология, неизбежно появляются различные инициативы, направленные на изменение текущего порядка вещей. Это связано с тем, что стремление к осмысленной жизни есть естественная и доминантная потребность человека и общества в целом, которая не может быть похоронена никаким самообманом и ухищрениями.

Любой вакуум неизбежно заполняется, и в особенности это касается сбитого с толку общества постсоветского пространства, где потребность в осмыслении Жизни и описывающей её методологии растёт с каждым новым днём и принятым законом.

Во всём мире в последние три десятилетия, сопровождавшихся ускорением информационного обмена в обществе (получивший название «Закон времени или смена логики социального поведения»), начали формироваться различные общественные инициативы, либо направленные на преображение культуры, либо основанные на альтернативных господствующим в обществе идеях. Например, движение за отмену авторских прав или за свободное программное обеспечение с конца 80-х годов, которое коллективно разрабатывается и распространяется совершенно бесплатно.

Среди этих проектов существуют и такие, инициаторы которых вышли за рамки существующей культуры. Их проекты затрагивают фундаментальные основы и смыслы жизни человека. Эти инициативы привлекают всё больше сторонников с каждым годом. Назовём такие инициативы концептуальными. Исходя из необходимости для самоуправления общества, дадим характеристику данных проектов и отсечем тем самым те, которые ими не являются.

ЧТО ТАКОЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ?

Концепция — от латинского conceptio, система взглядов, основная идея.

Концептуальный проект в нашем понимании — это такой информационно-алгоритмический комплекс, который направлен на преобразование текущей культуры на самом её фундаментальном уровне — жизненных смыслах и мировоззрении, т.е. выражается в действиях, реализующих ту или иную концепцию в жизненной практике.

Минимальный масштаб концептуального проекта должен охватывать все аспекты культуры человека, но при этом может по оглашению позиционироваться как узкотематический в своих частях или в целом. Т.е.проекты, связанные только с конкретным государством, этнической группой, идеологией или религией, не могут быть концептуальными по определению и всегда являются их оболочкой. А проект, связанный с преобразованием образовательной системы(которая фундаментально влияет на культуру), где объект управления — всё общество, может быть таковым. При этом статус инициатора проекта не имеет значения —  это может быть государство, некоммерческая организация, некая группа, поддерживающая проект в преемственности поколений, или «всего лишь» один человек.

Концептуальный проект по отношению к обществу может быть направлен как на его развитие и освоение генетически обусловленного потенциала его членов, так и на закрепощение с целью манипуляции и паразитирования некой элитарной группы, овладевшей в некоторой степени методологией управления. Но не может быть индифферентным в этом плане: такие проекты назовём концептуально неопределенными. При этом в своих частях или в целом подобные инициативы неизбежно работают на прямо противоположные заявленным целям.

Особенность текущего самоуправления общества в сочетании с лавинообразным ростом информации и отсутствием адекватной жизни методологии в правящих кругах такова, что основная надежда на преображение угнетающей личностное развитие культуры может исходить только от разного рода общественных инициатив. Эффективность любой инициативы зависит от людей, которые поддерживают её деятельность, и неотделима от их нравственности и психодинамики. Незрелые люди неизбежно будут порождать незрелые проекты с соответствующими результатом. Одна из особенностей незрелости благонамеренного человека — перманентное решение внешних проблем и всяческое «спасение» окружающих: никогда честно не смотреть на свою собственную жизнь, никогда не смотреть внутрь. Именно поэтому настолько важно непрерывное самообразование. Хотя самообразование часто путают с накоплением знаний, самообразование, прежде всего, в прямом смысле этого слова — это формирование образа себя и действия обратные накоплению: избавление от лишнего, иллюзий, неадекватных культурных стереотипов и невежества под руководством совести. Что априори не может проходить безболезненно и без утрат. В полной аналогией с известной скульптурой:

При этом каждый человек независимо от того, что он думает об этом, ежедневно голосует своими мыслями и действиями за одну из концепций, за тот или иной концептуальный проект, зачастую неосознанно проводя в практику жизни то, что оказывается губительным для него самого, его близких и общества в целом. Зачастую именно то, что сам порицает в окружающей его обстановке, и с чем ведёт «борьбу».

Поддерживают ту или иную концепцию даже такие персонажи, как Пигасов, герой романа «Рудин» И.С. Тургенева:

« — Так-с, так-с. Доложу вам, по моему мнению… а я могу-таки, при случае, свое слово молвить; я три года в Дерпте выжил… все эти так называемые общие рассуждения, гипотезы там, системы… извините меня, я провинциал, правду-матку режу прямо… никуда не годятся. Это всё одно умствование — этим только людей морочат. Передавайте, господа, факты, и будет с вас.

— В самом деле! — возразил Рудин. — Ну, а смысл фактов передавать следует?

— Общие рассуждения! — продолжал Пигасов, — смерть моя эти общие рассуждения, обозрения, заключения! Всё это основано на так называемых убеждениях; всякий толкует о своих убеждениях и еще уважения к ним требует, носится с ними… Эх!

И Пигасов потряс кулаком в воздухе. Пандалевский рассмеялся.

— Прекрасно! — промолвил Рудин, — стало быть, по-вашему, убеждений нет?

— Нет — и не существует.

— Это ваше убеждение?

— Да.

— Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай».

Нигилизм по отношению к «смыслам фактов» и отсутствие серьёзного рассмотрения оных в контексте своей жизни являет собой неисчерпаемый ресурс невежества для всякого вида манипуляций с жизнью нигилиста, его семьи и общества.

Но и приверженность к той или иной концепции жизнеустройства или работа над собственным концептуальным проектом не означает, что ваша жизнь автоматически стала ей соответствовать. Единственная возможность привести свою жизнь в соответствие с объективными идеалами, а не с вашими представлениями о них — взросление через непрерывное самообразование с освоением в практике жизни методологии познания, творчества и управления.

Заключение

Какие существуют концептуальные проекты и инициативы на сегодняшний день, вы можете судить самостоятельно, исходя из вышеизложенного. При отсутствии приемлемых нет ничего непосильного в том, чтобы собраться и запустить собственный проект по своему разумению. Различите ли вы концепции и реализующие их концептуальные проекты в своём информационном пространстве или нет, в любом случае главным концептуальным проектом, который всегда доступен каждому, является его собственная жизнь. Проект, от которого нельзя убежать, и нельзя сказать, что нет времени, что здесь нужны специалисты или нужно ещё заработать деньги, чтобы им заняться. Неопределенность которого раздирает ваше бессмысленное существование на части, или определенность которого формирует цельную гармоничную личность, осмысленную и полную жизнь. Ключ к этому проекту — честность и принятие полной ответственности за то, что происходит. Это же является признаком взрослого Человека, которым в нормальной, не отягощённой пороками культуре, должен становится каждый индивид  во время биологического созревания в период с 12 до 14 лет. Этого же боятся как смерти все, кто перешёл эту границу, так и не повзрослев, так как определённость разрушает иллюзии уютных и безопасных детских миров независимо от того, чем они обёрнуты: какой-либо концепцией, религией, идеологией, деньгами или погонами.

Об этапах взросления человека мы напишем в следующих публикациях.

Источник

 

У вас недостаточно прав для комментирования