Поиск по сайту

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
«…Не агрессивен и просто уводит разговоры в такую сторону, которую надо. Именно он формирует и ведёт диалоги, вмешивается в дискуссии и правильными фразами направляет их в нужную ему тему. Это на самом деле страшные люди, которых надо опасаться больше, чем <…> которые просто хулиганят от безделья».

О ком это написано 5 лет назад и репостится до сих пор? Вроде бы слово всем известное и даже наскучившее. А действительно ли мы знаем, кто направляет дискуссии в интернет-сообществах? Темы сами собой складываются? Модераторы их задают?
Споры и пустословие были в интернете и раньше, и были в жизни до интернета. Современный подход к «модерации» начал осознаваться пользователями с раскрытием программы «Искренний голос», отдалённого аналога радиостанции «Голос Америки», известной старшему поколению, но на технологиях эпохи интернета. По крайней мере, эта программа первая, ставшая известной. Блогерское расследование приводит к выводам что в дальнейшем она переименована или растворилась в других программах. Таких как, например, Viral Peace(Вирусный мир), идеей которой называется не информационная война против России, а новая американская контртеррористическая стратегия (кто же против борьбы с терроризмом станет возражать). Одно из направлений, в котором растворился (или которым прирос) «Искренний голос» это  TechCamp (Техкемп, англ. – технологический лагерь).
Ознакомимся сначала с максимумом возможностей Техкемпа, выходящим за пределы темы данного материала. В крайнем его проявлении этот лагерь описал народный депутат Украины Олег Царёв, видеозапись была доступна на youtube за день до «официального» старта майдана в 2013 г.

 


Несколькими днями позже сюжет об этом Техкемпе прошёл на российском федеральном телеканале https://youtu.be/iYZLWM40Egg.
Вывод людей на улицы – не наша тема, о ней сказано достаточно. Например, в 15-минутном фильме о лагере Техкемп и его главном методисте того времени Алеке Россе. Ролик был доступен в сети за несколько месяцев до майдана, он на украинском, но суть дела достаточно понятна тем, для кого родной – русский. Наша тема: что предпринимается для того чтобы в информационном пространстве не нашлось Мининых и Пожарских в условиях, когда оно занято чужими войсками.
На территории России деятельность подобных лагерей законодательно ограничена с «болотных» времён. Для рунета их как бы и не существует – поисковые системы находят либо летние детские лагеря, либо кружки ИТшников. Это известная информационная ситуация: когда кто-то неизвестный использует людей в своих целях, то они упорно «не хотят знать» как это делается. Пример в материале Почему сознание не принимает элементарную информацию о себе: быстродействие сознания составляет 15 бит в секунду.
Но публикации в интернете есть, просто они не топах. Либо по причине того что пользователи сети «не хотят знать», либо по причине того что заинтересованные организации выкупили у поисковых систем определённые слова в запросах. Приём известный по популярным в своё время материалам об «Искреннем голосе».
В 2015 г. американское издание Bloomberg отчиталось об успехах:

Новое постановление, разрешающее продажи ПО в Крыму, соответствует принципам информационной политики США, сосредоточенной на предоставлении людям средств безопасного общения и обмена информацией. Одним из направлений этой политики является проект TechCamps, в рамках которого за последние четыре с половиной года в 125 странах мира были организованы летние лагеря, в которых 23 тысячи человек изучали современные технологии.
В одном из таких лагерей, который недавно работал в столице Латвии Риге, 68 журналистов из соседних с Россией стран изучали принципы работы там, где необходимы надёжные средства коммуникации.


Статья адресована западной аудитории и успехи «информационной политики США» явно были оценены ею положительно. Заодно и сайт ИноСМИ перевёл их описание на русский, посчитав заслуживающим внимания.  Есть и аналогичные российские данные, адресованные специалистам и известные с 2014 г.:

Цифровая дипломатия США. Об использовании Госдепартаментом сети Интернет
По программе TechCamp с 2010 г. проведены десятки технологических лагерей более чем в 30 странах мира, включая Литву, Украину, Молдову, Азербайджан и Казахстан. Их участниками стали представители более 1900 НПО, СМИ и государственных органов из более чем 100 стран. Лагерь – это одно- или двухдневный семинар, на который приглашаются от 40 до 200 иностранных активистов (в основном оппозиционных) для прослушивания курса лекций западных IT-специалистов и решения с их помощью своих текущих проблем. На мероприятиях присутствуют американские дипломаты и потенциальные спонсоры из международных фондов. Формально задачей съездов является использование инноваций для: повышения влияния НПО (популяризации сайтов, раскрутки блогов, взаимодействия с традиционными СМИ); обеспечения безопасности активистов, а также связи и координации с участием представителей США.
В реальности программа, скорее всего, используется в сотрудничестве с ЦРУ в т.ч. при подготовке агентов влияния для ведения информационной войны и захвата власти лояльными политическими силами в других странах. Так, по данным СМИ, на Украине в различных городах были организованы 6 технологических лагерей, последний из которых – 14-15 ноября 2013 г. <...> О.Царев сослался на опубликованные кадры скрытого видеонаблюдения и показания представителей движения «Воля», проникших на американские семинары под видом активистов.

Как видим, американские российские и украинские данные в целом совпадают. Блумберг не стал публиковать много деталей, понимая что с английского со временем переведут.

Если обратиться к официальному сайту программы TechCamp, то непосвящённому мало что можно узнать о сути этих лагерей. Сайт на английском, всё прилично. А изредка встречающаяся в сети информация о мероприятиях на русском (о ней ниже) мало чем отличается от объявлений о встречах коллекционеров бабочек или марок. Упомянутый Блумбергом рижский лагерь 2015 г. доступен в архивах сайта.

«TechCamp Riga 2015 - Сессии динамичных проектов
Тема 1: Быстрый ответ по неформальным сетям через социальные медиа. Тренер: Виталий Мороз – Интерньюс».

То есть упомянутые в статье американцев «надёжные средства коммуникации», скрытые по крайней мере от читателей социальных медиа, действительно изучались на мероприятии. Интересна личность преподавателя.
Пока мы на офсайте, рассмотрим описание ещё одного лагеря:

Тбилиси 2016 г.
Посольство США в Тбилиси, Бюро международных информационных программ Государственного департамента США и местные партнеры Американские советы принимали журналистов и других работников средств массовой информации для TechCamp Грузия: «Медийные стратегии XXI века». Участники работали с местными и международными экспертами для решения проблем, с которыми они сталкиваются в регионе, изучая инновационные инструменты и стратегии для улучшения своих исследований и навыков создания цифровых медиа.
Сессия «Speed-Geeking» - презентации динамичных проектов 
Тема 1: Работа с онлайн-троллями. Тренер: Виталий Мороз, Интерньюс.
Интерактивная учебная сессия 1
Тема 1: Работа с онлайн-троллями. Тренер: Виталий Мороз, Интерньюс.

Учил Виталий Мороз оппозиционеров противостоять профессиональным троллям, учил троллить или руководить процессом – по этой станице не однозначно не скажешь. Но научить можно только тому, что сам  умеешь. Какой опыт есть у Мороза, известно, в частности, это информационная обработка населения Донбасса. 

Соответствующую масштабам проекта известность Техкемп обрёл в 2019 г. Вернее, не обрёл, а призван получить и не TechCamp, а CampCamp. В марте 2019 по СМИ в разных форматах разошёлся материал, оригинальный вариант которого носит название: «Мода на революцию: как молодёжь учат совершать госперевороты на западные деньги». В нём фото и видео, сделанные корреспондентами РТ, которые подобно активистам Царёва в 2013 г., пробрались как участники на Кемп 2018 г.
Сюжет на федеральном телеканале называется: «На деньги США: на семинаре в Ереване учат молодежь противодействовать влиянию России - Россия 24»

 


Утверждение «вызвали большой резонанс в обществе» об этом материале встречается в основном на ресурсах, которые их разместили. Но если сравнить с прошедшей месяцем позже информационной кампанией, связанной с госпитализацией, личными подробностями здоровья смертью и похоронами медиаперсоны  Ю.Началовой, то об этом расследовании можно сказать «осталось не замеченным». С ноября по март придерживали материал (не исключено что в целях безопасности кого-то из журналистов находившихся в Армении) и опубликовали «не в сезон». Отдельная тема: кому по силам устроить месячный «сезон» вокруг имени Началовой и зачем? Он за пределами нашего скромного исследования. 

Естественный вопрос внимательного человека: какое отношение имеет новейший Кемпкемп к Техкемпам 2010–2013 годов, связанным с майданом? Произошёл ребрендинг. Мероприятия 2018 г. под новым брендом на сайте Кемпкемп не упоминается, но преемственность прослеживается. Как пишут участники:

Семинар CampСamp в Ереване был организован Пражским гражданским центром (Prague Civil Society Centre) — организацией, которая получает финансирование из США в рамках закона от 2 августа 2017 года H.R. 3 364 «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA). В 254-й статье этого документа прописано финансирование «противодействия российскому влиянию» в размере $250 тыс. на 2018 и 2019 годы.


Ереванский лагерь 2018 г. и тбилисский 2017 г. освещаются по новому веб-адресу, а тбилисский 2016 г. как и лагеря, проводимые после 2016 г. для оппозиционеров стран, входивших в СССР, за их пределами — по старому, например, в разделах «Грузия» или «Молдова». 

На новом сайте разместившем материалы проекта, всё, как и раньше, интеллигентно:

• Инстаграждане: активистский потенциал поколения Z. 
• Надежда против отчаяния: как помочь людям поверить в возможность перемен. 
• Искусство владения и как включить местные сообщества. 
• Пенсионеры как гражданская власть. 
• Сила прямого вещания: трансляция в социальных сетях. 
• Телеграмм-каналы и публичные группы в социальных сетях: что от них ожидать?

… и многое другое. Кто, будучи молодым и креативным, не хочет освоить такую работу?
Минимум зацепок. В оригинале:

• Work with advocates of CRM for NGOs.

В авторском переводе:

• Работа со сторонниками и CRM для некоммерческих организаций.

В Гугл-переводчике (и просто по количеству слов при минимальном владении английским):

• Работа с адвокатами CRM для НПО. 

Гугл-переводчик честнее, слова «адвокат» и «НКО» не прячет. Организаторам упоминание НКО, да ещё с адвокатами по вопросу финансирования, ни к чему – только молодость и креатив.

Критерий истины – практика. Практика российских журналистов побывавших  на Кемпкеппе в 2018 г. как и опыт украинских молодых политиков проникших на Техкемп 2013 г. показала, что в этих лагерях учат одному и тому же –  свержению власти.
Есть народное поверье: когда американский Кемп проводится в твоей стране или у её границ — это не к добру. В Киеве реализовалось наглядно, Техкемп 2016 — в Тбилиси с участниками из Армении, а в 2018 на Кемпкемпе в Ереване они уже в центре внимания как реализовавшие навыки у себя в стране. Настораживает что в 2018 г. акцент был сделан на Республику Беларусь и город Санкт-Петербург. Единственное место, где «образовательный семинар» получил отпор, это украинский на то время Донецк.

Какое всё это имеет отношение к собеседникам в сети? Давайте посмотрим в комплексе.
- Навальный прошёл программу подготовки политических лидеров в США с «питанием и проживанием». Стоит она столько, что в Ереване на эти средства 150 человек можно, наверное, год тренировать.
- Отстаивание интересов США в интернете начал Госдеп. Об этом содержательно и с юмором рассказало РИА. К сожалению и с копирайтом тоже, поэтому адресуем к оригиналу. В Госдепе вне сомнения мировой уровень и штучные специалисты.
- В армии США информационной войной занимаются 9 тыс. военнослужащих. Когда речь идёт о таком количестве профессионалов, разбор явления астротурфинга становится наглядным, и система не выглядит чем-то оторванным от реальности. Это сила, но пользователей интернета на порядки больше. 
- Поэтому есть не афишируемые кемпы, законспирированные и мимикрирующие «искренние голоса» и «вирусные миры». Успехи – 23 тыс. активистов из более чем 100 стран, подготовленные в лагерях, работавших более чем в 30 странах мира. Это только по кемпам, за первые 5 лет, а с тех пор прошло ещё 5 лет и, как выяснилось, конвейер не простаивал.
Если на минутку вернуться к программе Еревана 2018, можно обнаружить что без внимания выпускников не останется никто, включая пенсионеров и отчаявшихся недовольных. А это множество активных интернет-бойцов, если их организовать и спрятать за анонимностью ника. Есть и другой вариант: профессионально подкидывать пасущимся на форумах провокационные вопросы и они зафлудят любую тему эффективнее бойцов, сами того не подозревая. Как высказалась автор современного исследования психологии общения: столкнуться с неразделяемыми политическими взглядами в сети это всё равно, что гулять по лесу и встретить медведя – организм в этот момент не управляется разумом. А самое важное психологическое исследование последних лет, касающееся нашей темы, свидетельствует о том, что 1–2 активных способны увлечь толпу бесцельно бродящих в нужном им направлении.
В явлении троллинга, массовое понимание которого пришло примерно к 2013 г. (после этого началось забалтывании явлении размывание понятия) есть и хулиганская и чисто психиатрическая составляющая. Но в наиболее распространённом на сегодня виде это массовое анонимное целевое подталкивание, прежде всего, к усвоению через обсуждение  определённой информации – политической или маркетинговой.  А ресурсов для того чтобы понять что происходит, этот процесс не оставляет. Говорят: «платный троллинг», но он не всегда за деньги, а тот кого троллят никогда не знает — за деньги ли. Некоторые говорят: «политический троллинг», но он не все общественно значимые вопросы воспринимаются как политические, и выражение не в ходу. – Астротурфиг? – Прошу в моём присутствии не выражаться!
Стремясь разобраться и помня о субъективности образов, предложим называть ненавязчивую, но вездесущую представленность «нужных» кому-то неизвестному мнений в сетевом общении – «’’левая’’ модерация». Без теоретизирований: создали группу в интернете для правого дела, но пришли какие-то «левые» ребята и тонким троллингом увели от дела. Они, а не официальный модератор своими вопросами задали тему для обсуждения. 
Осталось вернуть изъятые слова в цитату, использованную как эпиграф:

Это на самом деле страшные люди, которых надо опасаться больше, чем >простых троллей,< которые просто хулиганят от безделья.

Источник

У вас недостаточно прав для комментирования