Поиск по сайту

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Трансформация менеджмента, как инструмента эффективного управления экономическими системами (ЧАСТЬ III)

(Для более полного понимания сути статьи рекомендуется прочитать Часть II от 06-04-2019).

 Исходя из анализа предыдущих частей работы, опираясь на иные мировоззренческие концептуальные установки, предлагается новая концепция формирования командных структур, основанных на другой культуре мышления [5, c 64-66].  

Для понимания предлагаемой парадигмы новой командной работы сотрудников организации, необходимо сместить акценты с чисто экономического понимания проблемы командного управления в плоскость мировоззренческую основанную на философско-историческом и социолого-экономическом миропонимании происходящих процессов в русском обществе. Необходимо, прежде всего, отметить, что в генетическом коде цивилизации Русь, между людьми, в процессе исторического развития начиная с родоплеменного строя, особенно до ее христианизации, всегда присутствовали общинные (коллективистские) отношения. Это и неоднократно подтверждалось различными историческими событиями, такими как решение общенародных вопросов на новгородском вече при польской интервенции (великая смута 1612 года), осознанно созданные партизанские отряды крестьян в период наполеоновской войны 1812 года,  и т.д. Она так же явственно проявилась и во времена перехода России от капитализма (конечно по сравнению с Европой того времени, он был слабо развит в  России) к новой форме жизнеустройства – социализму.  В этот период, особенно в период руководства И.В. Сталина, рядовой житель чувствовал себя (хотя часто это было и номинально) хозяином своей жизни и мог при желании реализовать свои генетически  заложенные возможности. Одно то обстоятельство, что за короткое время удалось победить безграмотность и дать людям достойное образование говорит о многом. Сейчас даже в самых развитых капиталистических странах, например США  до 29%, безграмотного населения, не умеющего ни читать, не писать.

Еще одним существенным мировоззренческим признаком русского  народа помимо общинности, является его отношение  к пониманию смысла жизни на земле. Как бы современное русское общество, особенно молодежь, не была пропитана либерально-демократической пропагандой западного образа жизни, большинство ее граждан кто осознанно, кто на бессознательном уровне психики, хочет жить по правде, по справедливости. А что такое жить по справедливости?  Все толковые словари определяют понятие справедливость в философско-социальном ключе, как соотношение правовых и экономических процессов. В правовом аспекте это соотношение совершенного деяния его правовой оценке, а также возможности избираться на любые уровни управления исходя из принципа равенства возможностей. В экономическом аспекте, это выражается, в равном распределении материальных благ, среди всех нуждающихся, для комфортного их проживания и развития. По сути это можно принять как правильное толкование. Однако не учтен философско-религиозный вопрос. А именно он и является тем опорным моментом, который даст нам ответ на возможность построения в недалеком будущем эффективной командной культуры мышления, способной целенаправленно развивать государство и экономику страны.

Если рассматривать категорию справедливости с позиции нравственности и совести то можно утверждать, что она, по своей сути, есть понятие метафизическое. Иными словами у неё нет эквивалента равенства, способной выразиться в материальном или правовом инварианте прейскуранта. Как говорят чувство справедливости  это понятие  надмирное, опирающееся на высшие идеалы, которые человек соотносит со своим религиозным чувством. А если это так, то все священные писания, если отбросить все наслоения и исправления, говорят об одном и том же. А именно как построить рай на земле! («...да будет воля Твоя и на Земле, как на Небе» (Евангелие, Мт. 6:10), «...и пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает ободренное и удерживает от неодобряемого. Эти – счастливы» (Коран, 3.100).

Очень важно в этом контексте понять роль каждой отдельной личности в большом глобальном историческом процессе. А данную параллель можно провести, если рассмотреть этот вопрос в разрезе физиологии человека. Если вспомнить школьный курс «анатомия человека», то мы знаем, что у каждого индивидуума, есть отличия одного от другого. А именно, при вешней физиологической схожести, у каждого разные отпечатки пальцев, раковины ушей, сетчатки глаза, кончики носа и т.д.

Это говорит о том, раз при одинаковой физиологии  мы «качественно» отличны друг от друга, а это влияет на функцию не только внутренних органов. Самое главное данное обстоятельство оказывает на интеллектуальную деятельность мозга человека. Отсюда вывод, что у каждого человека есть своя определенная (богом) миссия на Земле, для своего личностного вклада в общий ход вещей. Иными словами в каждом из нас заложена на генетическом подсознательном уровне, способность делать что-то немного лучше, чем другие в какой-либо области деятельности, существующей или в совершенно новой, неизученной. И главная задача человека на земле в течение своей жизни, или земного биологического жизненного цикла, выявить эти заложенные возможности и расширить или изменить существующие знания (улучшить жизнь всех человеков по справедливости).  

Если подходить с такой мировоззренческой позиции к вопросу социальной справедливости, то вытекает вполне очевидный закономерный ответ: Исходя из равноценного вклада каждым человеком согласно своей нравственности и совести в ход развитие глобального исторического процесса (будь-то по призванию дворник, рабочий, инженер, менеджер, директор, губернатор, депутат, президент), распределение и получение финансовых (денежных), материальных, культурных, общественных благ должно быть справедливо соразмерным (в идеальном варианте одинаковым), и отличаться только инфраструктурной составляющей (местом деятельности).  

А теперь зададимся вопросом, способна ли существующая социально-экономическая модель Запада, Востока, России-Руси, дать возможность такому развитию личности? Ответ очевиден! Конечно, нет! Более того, делается все, чтобы человек даже не задумывался об этих вещах, а всю свою жизненную энергию направлял на то, что бы хоть как-то устроиться и облегчить свое существование. 

Исходя из изученного  нами    религиозно-философско-исторического  и социально-экономического исследовательского контекста [6-8], при создании условий для развития личностного потенциала, рассмотрим основные предпосылки создания нового подхода построения эффективной командной культуры мышления, любой организационной системы.

Однако в рамках рассматриваемой темы, необходимость формирования командной культуры мышления, будет в первую очередь обусловлена состоянием экономики. Существующие экономические модели не обеспечивают (да они и не призваны) комфортного существования всей части населения государства. Необходимо переустраивать экономические механизмы производства и распределения, материальных благ по-другому, а именно на основе экономики нового типа – человекономике. Нами лишь предлагается видение этого направления и, с позиции имеющегося мировоззрения, дается определение данного термина.

 «Человекономика – это такой вид хозяйственно-экономического, и нравственно-социального устройства общества, при котором каждый индивидуум гарантировано, в течение своей жизни становится человеком (в среднем к 14-15 годам) раскрывает свои генетически заложенные возможности, и реализовывает свой творческий потенциал развития для достижения рая на земле и выполнение им своей миссии (смысла жизни)».

Здесь очень важно создание структуры педагогических и образовательных институтов формирующих человеческий        тип строя психики [4, с 18], гражданина общества к моменту его половозрастного созревания.

Исходя из этого, среди первых условий возникновения данной культуры командного мышления, следует считать, изменения в следующих областях:

1. Осуществление перевода системы образования в связи с достижением

науки и техники, инновационных прорывов в области машиностроения, робототехники, и т.д., на одноуровневый стандарт образования – высшее образование, объединяя училища специально-технической подготовки и ВУЗы в единый образовательный комплекс. Иными словами любой специалист – это человек с высшим образованием и необходимым набором профессиональных компетенций и широким мировоззренческо-теоретическим уровнем подготовки;

2. Формирование такой социально-экономической политики государства, при которой каждому гражданину предоставлялась бы возможность, реализовать в течение своей жизни, генетически заложенные в нем возможности. Для этого необходимо выполнить следующие мероприятия:

- реформирование кредитно-финансовой системы страны основанной на ссудном проценте, позволяющем не прибегая к большим усилиям, перетекать в процессе кредитно-денежных манипуляций, механизмами регулирования фондовыми и товарными биржами, регулированием ценовой политикой потребительских цен и т.д., финансовым средствам от большинства населения 80% в карманы (депозиты) крупному капиталу (банки, олигархические кланы);

- перевод экономики страны с рыночных механизмов управления к человекономике, основанной на справедливой системе производства и распределении материальных благ с учетом равноценной системой оплаты труда (творчества);

- смена акцента приоритетности эффективности вложения инвестиций с существующей: региональная – социальная  -  коммерческая (на практике: коммерческая – региональная – социальная), на другой приоритет: социальная (уровень заработной платы по региону  соответствует паритету цен  на продукты питания + возможность приобретать предметы для комфортного  существования граждан + возможность для развития населения в плане повышения своего культурного уровня и возможности без особых финансовых затруднений приобретать жилье) – региональная (налоги, идущие на развитие инфраструктуры региона) - коммерческая (фиксированная рентабельность запущенного производства позволяющего эффективно ему развиваться, без ориентации на максимизацию прибыли). 

- формирования в обществе идеологии добронравия и человеколюбия, основанной на концепции сущности понимания смысла жизни на земле и предназначении человека как соработника бога (а не  раба божьего), и от его имени, творящего в согласии с биосферой и заботящегося о своих потомках;

- осуществление территориального деления РФ не по национальному признаку (это мина замедленного действия), а по экономико-географическому. При этом главный принцип, это способность данной территории к автономному (в лучшем случае)  социально-экономическому существованию, либо в способности к большему обеспечению населению данной территории всеми необходимыми товарами и услугами;

- выстраивание системы государственного, политического, экономического  управления, позволяющую каждому гражданину занимать любую государственную (на первом этапе) и негосударственную должность (уровень управления) на основании выработанной методики отбора кандидатов исключительно на основании необходимых, в первую очередь,  личностных философско-мировоззренеских знаний, далее профессиональных навыков, умений, компетенции.

Причем формирование организационной структуры управления должно опираться на одноуровневый принцип коммуникационных связей, полномочий и ответственности, на основе командной культуры мышления.

Приоритетность при выборе лидера – это способность понимания всех производственно-технологических и управленческих процессов в контексте и совокупности, взаимовложенности объективных жизненных и природных тенденций, соотносящихся с  божьим водительством [10, с 98].

Отсюда основным проходным критерием при выборе кандидата лидера следует считать – способность индивидуума принимать решения основываясь на нравственности и совести, опираясь на интуитивно-прозренческие внутренние установки, согласно мере понимания замысла божьего промысла.

На примере микроэкономики отметим, как данные предпосылки приведут к улучшению функционирования менеджмента команды. При этом будем опираться на «эгрегориально-матричный подход, опирающийся на основу коллективной психики, в которой выражается человеческий тип строя психики, множества личностей которого обеспечивается построением внутренне ненапряженных систем общественной деятельности, работающих на основе свободной воли всех в нее входящих».

Приведем лишь основные составляющие формирования менеджмента командной культуры мышления, при человекономике:

- набор персонала на предприятие осуществляется не на основе требований компетентностных показателей штатного расписания, а из желания человека функционировать в данной области, при наличии необходимой профессиональной подготовки, которую он выбрал исходя из генетически заложенных в нем возможностей и своего творческого потенциала развития;

- вся система управления предприятием построена на одноуровневом принципе формирование командной деятельности (творчества), основанной на процедуре выбора лидера открытым голосованием и внутренне нравственном справедливом выборе принятым каждым участником, опирающимся на интуитивно-рациональный метод принятия решения ; 

- отсутствует, какая либо строго фиксированная структура управления предприятием. Она состоит только из команд по направлению функционирования деятельности (производственное направление, функциональное направление и т.д.), где в каждой команде есть лидер, выбранный исключительно по решению членов команды, осуществляющий выбор командного решения, соотнося его с нравственно-чувственно-интуитивным и   интуитивно-прозренческими внутренними установками, согласно мере понимания замысла божьего промысла;

- на предприятии при общекомандной системе построения управления отсутствуют понятие формальная и неформальная структуры, все объединено в одно понятие командная культура мышления; 

- каждый член команды имеет возможность по своему желанию и здравому рассудку, опираясь на свои интеллектуальные возможности,  перемещаться свободно из одной команды в другую, вплоть до главного лидера, если ему окажут общекомандное одобрения все ее члены. Это не только не возбраняется, а поощряется, только в том случае, если человек  по своему нравственно обусловленному состоянию, по мнению членов команды наиболее чутко и правильное соотносит все свои действия и принятые решения, для построения рая на земле;

- по мере необходимости, в случаях возникновения новых изменений во внутренней и внешней среде предприятия, формируется новая команда либо для устранения проблемы, либо для получения новой возможности дальнейшего развития. В случае выполнения командной своей задачи, она или расформировывается для сохранения ресурсов, или ее члены переходят в другие, или перед ней ставятся другие цели и задачи;

- в данной постановке вопроса формирования эффективной командной культуры мышления, полностью решается вопрос (он даже не затрагивается) мотивационной составляющей, поскольку каждый член команды – самомотивирован изначально, исходя из своей мировоззренческой позиции смысла жизни;

 - любая командная (проектная) инициатива по поводу внедрения новшества (товара, услуги), принимается на рассмотрение и при ее одобрении исходя из приоритетности достижения существующих целей, вставляется в очередность ее воплощения в реальность.

В заключение хочется отметить, что для достижения такого командного эффекта необходимо проводить единовременно большой комплекс государственных мероприятий в социальной, экономической, политической сферах. Но прежде всего, осуществить целенаправленное информирования и обучение, во всей цепочки образовательной и педагогической сферы начиная со школьного образования, базовым мировоззренческим понятиям для формирования человеческого типа строя психики  основанной на личной диктатуре совести и нравственно-этическом принципе поведения человека в обществе.

Список литературы

4.   Ефимов В. Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. - СПб.: ИГ «Весь», 2011. - 400 с.

5. Novosadov S.A., Burtseva Т.А., Repetskaia N.V.,  Nоvikov S.V. Prospects for the formation of team culture of thinking in the new paradigm of social and economic society development//Journal of Applied Economic Sciences - JAES Issue 7(53) [Electronic journal]. URL: http://cesmaa.org/Extras/JAESCurrent -2017.

6. Maximov, D.A. and Khalikov, M.A. 2016. Prospects of institutional approach to production corporation assets assessment. Actual Problems of Economics, 183(9): 16-25.Volume XII, Issue 7 (53), Winter 2017

7. Mayorova, N.V., Barkalov S.A., Polovinkina A.I., and Polovinkin I.S. 2011. Sociology of management: Studyguide. Voronezh: Scientific Book.

8. McGregor, D. 1960. The Human Side of Enterprise. New York: McGraw-Hill.

9. Mcintosh-Fletcher, D. 1996. Teaming by Design: Real Team for Real People. New York: VcGraw-Hill.

10. Novosadov, S.A. 2013. Basic principles of the conceptual theory of fundamental development and management of the new type economy: Monograph. Moskow: RSSU Publishing House.

Источник

У вас недостаточно прав для комментирования