Поиск по сайту

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Беззастенчивое вмешательство Штатов в дела Венесуэлы базируется на одном: на гегемонии американцев в сегодняшней мировой экономике. Политические и (или) гуманитарные резоны, приводимые США и их союзниками в оправдание своих действий, не стоят тех колебаний эфира, которыми переносятся. Настоящий резон сформулировал в давней русской пьесе один полупьяный мерзавец: «А для чего ж мне тебя не грабить, коли я могу? Что же я теперича за дурак, что мне от своего счастья отказываться!» Трамп закрыл доступ к венесуэльским счетам их сегодняшним официальным владельцам — и передал право распоряжения ими оппозиционному претенденту на власть. Это означает: всем, что ты заработаешь, будет отныне пользоваться твой враг. Корми его и сдохни, а не хочешь, так не корми его и всё равно сдохни. Правительство Венесуэлы крутится как может: оно запретило отгружать экспортную нефть без предоплаты на неарестованные счета; оно усиленно договаривается с контрагентами о переходе на расчёты в юанях (евро тоже ненадёжен: и ЕС может, подражая старшему союзнику, арестовать счета); оно, говорят, начинает продавать золотой запас за наличные, — но всего этого явно недостаточно, особенно при чрезвычайной остроте внутреннего кризиса.

Уже бог весть сколько лет идут разговоры о том, как хорошо бы сместить доллар с позиции мировой валюты, и никто им вслух не возражает, — но мало в этом направлении делается. Давно уверенно говорят и о необходимости что-то делать с безусловным диктатом США в международных институтах, таких как МВФ и Мировой банк, о практически монопольной позиции группы западных стран в сфере международного суда, но реальных действий по этой части тоже почти не видно — даже и в рамках БРИКС, где, казалось бы, сам бог велел всем этим заниматься. Казус Венесуэлы лишний раз подчёркивает, как остра надобность в альтернативных точках опоры для международной экономики. Решились бы Штаты на такое удалое нападение, кабы не практически монопольное положение доллара на нефтяном рынке? Решился бы Банк Англии так весело отказать Венесуэле в её собственном золоте, если бы не место Высокого суда Лондона в разрешении международных споров? Альтернативы нужны ещё вчера — и позарез.
 
Разумеется, заметное продвижение к ним может обеспечить в наши дни только активное — точнее говоря, лидерское — участие Китая. Из стран, для которых в нынешней глобальной инфраструктуре минусов на глазах становится больше, чем плюсов, только Китай представляет собой экономическую силу, способную в обозримое время вывести альтернативные институты из разряда заведомо маргинальных упражнений. И нельзя сказать, что наш восточный сосед бездействует. Вовсе нет. Так, Пекин наращивает торговлю нефтью за юани (в частности, с нами); он поучаствовал в создании Нового банка развития БРИКС; создал в Шанхае первый БРИКС Центр по урегулированию споров (арбитраж для стран-участниц) — и так далее. Но ведущей роли в подобных процессах Китай на себя не берёт, решительных высказываний о необходимости или хотя бы желательности альтернатив не делает. Поскольку в альтернативных институтах именно Китай, опять-таки просто по масштабу своей экономики, играл бы ведущую роль, такая сдержанность Пекина может показаться странной, но у председателя Си есть своя стратегия большой торговой войны со Штатами, определяющая его политику и по этой части. Может ли Россия подтолкнуть Китай к большей активности в обсуждаемой сфере? Мне кажется, в какой-то степени может — став, по любимой метафоре покойного председателя Мао, обезьяной, наблюдающей с вершины холма за схваткой двух тигров в долине.
 
Нам надо подняться из долины на холм. Взять хоть нынешнюю ситуацию в Венесуэле. Москва и Пекин обеспокоены сохранностью своих инвестиций в тамошнюю экономику — понятное дело. Обеим нашим странам чрезвычайно не нравятся попытки американцев сменить Мадуро, каким бы он там ни был, своим человеком — тоже понятно. Но Пекин тихонько «призывает все стороны конфликта к сдержанности», а Москва на максимальных децибелах твердит о безусловной легитимности Мадуро и полнейшей незаконности его оппонента Гуайдо. Добро бы мы играли такие роли по очереди, так нет. Китай, выражаясь в терминах Совбеза ООН, в подобных ситуациях обычно молча воздерживается, пока мы машем руками и ветируем, трудолюбиво таская для китайских товарищей каштаны из огня. Едва ли эта линия оптимальна. Вот и сейчас: Гуайдо, конечно, американская марионетка и всё такое, но заявляя, что Мадуро не способен гарантировать сохранность инвестиций России и Китая, он говорит правду — и реакция Пекина на это грустное обстоятельство выглядит менее рискованной, чем наша.
 
Так вот, если мы будем чаще «оставаться на холме», предлагая тем самым Пекину разыгрывать рискованные партии самому, китайцы скорее всерьёз озаботятся созданием альтернативных институтов, снижающих ущерб от всё более частых и грубых нападений нынешнего гегемона. Во всяком случае, вероятность такого поворота несколько вырастет.
В венесуэльском вопросе, например, маршрут из долины на холм мог бы начаться так. Замолчать про венесуэльские события. Совсем замолчать. Нет, разок, подобно китайцам, призвать стороны к сдержанности можно, но более ни единого слова. Обет молчания должны дать и министр, и его замы, и депутаты с сенаторами, и особенно спикер МИДа Захарова. (По мне, ей и по другим темам давно пора убавить активность: её натужный задор и второсортный юмор едва ли добавляют чести отечественной дипломатии и уж точно не приносят дипломатических побед. Тот факт, что американцы со своей Псаки и тут первыми начали, не кажется мне достаточным оправданием.) Никаких более громких заявлений и никакого троллинга — только действия. Транспортник с медикаментами и прочей гуманитаркой пусть приземлится в Каракасе. Пусть военные самолёты ещё разок туда слетают, или коробка морпехов промарширует на каком-нибудь тамошнем параде, или подлодки визит дружбы нанесут — и всё молча. Без единого комментария. Я вовсе не утверждаю, что это хороший план: для нас в венесуэльской истории, похоже, нет хороших планов, — но это лучше нынешних непрерывных криков.
 

У вас недостаточно прав для комментирования