Поиск по сайту

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Российские пищевые производства могли бы перейти на отечественное сырье, рецептуры, технологии и оборудование. В теории это возможно, на практике — не все производители в этом заинтересованы

Задачи по импортозамещению в пищевой промышленности российские производители выполнили — научились делать сыры и деликатесные колбасы, выращивать овощи в собственных теплицах. Сельское хозяйство обеспечивает производство сырьем, а зависимость от импорта сохранилась лишь в части ингредиентов и оборудования. Крупные холдинги работают на импортном, мелкие компании пользуются российскими разработками, а уникальные бренды лавируют между импортными и отечественными поставщиками, комплектуя оборудование и технологии под свои задачи.

Залог конкурентоспособности

«В большинстве случаев крупные перерабатывающие предприятия являются подразделениями иностранных транскорпораций, в которых существует устоявшаяся политика централизованных закупок оборудования, как правило, известных мировых брендов. Между тем при условии дальнейшего развития отечественного пищевого машиностроения спрос на российское оборудование со стороны крупных производителей будет расти», — уверены в «Росспецмаше».

По данным Ассоциации «Росспецмаш» за пять месяцев 2017 года производство оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности в России показало рост на 11% (было произведено продукции на 5,1 млрд рублей, тогда как за аналогичный период прошлого года — 4,6 млрд рублей). А за шесть месяцев 2018 года рост составил 7%, российские компании произвели оборудования для пищепрома на 7,4 млрд рублей. Активнее всего растут отечественные производители оборудования для размола и обработки зерна или сухих овощей — 45% и компании, выпускающие оборудование для обработки и переработки молока — 14%.

Тем не менее, большинство крупных российских переработчиков работают на импортном оборудовании — Vemag, Variovac, CFS (Германия), Nieros (Словения), Ilapak (Швейцария), Shaller (Австрия), De Smet (Бельгия). И считают это залогом конкурентоспособности. Так, на сайтах большинства сибирских брендов с небольшими вариациями прописано что-то в духе «мы достигаем высокого качества продукции благодаря использованию новейшего импортного оборудования».

«В производстве мы используем высокопроизводительное технологическое оборудование немецких, австрийских, французских, итальянских производителей, — рассказывает заместитель генерального директора по техническому развитию «Сибирской Продовольственной Компании» Андрей Кандиусов. — Расходные материалы, в том числе инструменты (кутерные ножи, решетки), применяем как импортные, так и отечественного производства. Качество импортных комплектующих выше, но, сопоставляя стоимость и срок службы, мы чаще отдаем предпочтение местным производителям. Есть какие-то уникальные вещи, которые только Siemens делает или Omron, и подобрать отечественный аналог не представляется возможным. Например, какой-нибудь управляющий компьютер, который программируется под конкретную машину на производстве».

Участники рынка считают, что в ближайшее время отечественной пищевой отрасли добровольное импортозамещение оборудования не грозит. Многие предприятия оснастили производства импортом еще до ослабления курса рубля и менять будут только комплектующие по мере износа. Потребность в новом оборудовании в ближайшие несколько лет возникнет только у компаний, которые осваивают новые направления или только планируют выход на рынок.

И аналог, и эксклюзив

После введения эмбарго российские производства начали осваивать выпуск ставших недоступными продуктов. И если для продукции массового потребления применяются собственные технологии и рецептуры, то выпуск заменителей импортных хитов закономерно потребовал аналогов импортных ферментов, специй и специального оборудования. «В нашем ассортименте есть сыровяленая колбаса в благородной белой плесени. Специально для этого направления мы построили небольшой завод, который я называю «Маленькая Италия», — рассказывает главный технолог «Сибирской Продовольственной Компании» Сергей Зубрилкин. — На итальянском оборудовании из местного сырья мы производим колбасы, которые по вкусу и характеристикам не уступают итальянским. Специи и микробиологические культуры мы используем также импортные итальянские, рецептуры — наших технологов на основе знаний, полученных на обучении у производителей специй в Италии».

«Итальянские» колбасы считаются в компании конкурентными для внешнего рынка, но на экспорт их выводить не планируют — незачем, раз на рынке есть аутентичные итальянские колбасы. СПК производит их для российских потребителей, которые до санкций покупали дорогие импортные колбасы в российских магазинах. Впрочем, и в российском исполнении этот продукт остается достаточно дорогим, а спрос на него не слишком большим.

Есть на отечественном рынке и уникальные продукты, технологии производства которых разработаны местными компаниями, часто — не без помощи зарубежных партнеров. Так, томская компания-переработчик дикоросов Sava заказала оборудование для одного из своих направлений в Германии. Технологию переработки облепихи предложили представители немецкого научного центра. Специально для этого проекта немецкая компания разработала оборудование, которое способно перерабатывать ягоду сразу в три продукта: сок и пюре высокого качества, облепиховое масло и косточку.

Алтайская компания «Диво Алтая» вывела на рынок растительное масло в виде спрея. Новый бренд Altaria тут же получил высокие отзывы рестораторов и завоевал золотые награды на крупнейших выставках. «Разработка бренда премиум-класса началась в октябре 2017 года», — рассказала финансовый директор бренда Яна Попова. После обучения в Сколково компания решила предложить покупателям то, что оказалось бы лучшим на рынке. Пригодился опыт европейских коллег, которые выпускают масло премиум-класса в виде спреев. Для новой формы продукта придумали инновационную упаковку — вакуумированную систему хранения масла BOV bag and valve — также импортную.

В Новосибирском Академгородке отрабатывает технологию выращивания растений вертикальная ферма iFarm. Пока что она специализируется на зеленых салатах и пряных травах, но в дальнейшем технологии позволят выращивать овощи, обеспечивая рынок свежими помидорами и огурцами. Основатель стартапа iFarm Project Александр Лысковский рассказал, что оборудование фермы состоит из 114 деталей, каждая из которых разработана собственными конструкторами и заказывается на различных российских заводах. «Каждая деталь проходит тщательное ревью, наши инженеры создают чертеж, затем мы смотрим, на каком заводе и на чьем оборудовании мы можем изготовить, — рассказывает Александр Лысковский. — В процессе тестирования и сборки уменьшается цена и возрастает простота использования. Например, совместно с новосибирским производителем светового оборудования мы пришли к использованию в подсветке блоков по четыре лампы вместо первоначального проекта с четырьмя блоками по одной лампе. Это упростило и удешевило проект». Команда iFarm планирует строить объекты по своим технологиям как в России, так и за рубежом — ведутся переговоры об установке новых вертикальных ферм с оборудованием новосибирских разработчиков в Европе, Канаде, США и других странах.

Производство оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности в России растет. Тем не менее, большинство крупных российских переработчиков предпочитают работать на импортном оборудовании.

Планы на экспорт

Россия по-прежнему являемся сырьевым экспортером, но региональные власти вслед за федеральными говорят о планах по росту несырьевого экспорта. В мае был подписан Указ президента, под который разработан паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт», состоящий из пяти проектов федерального уровня: промышленный экспорт, экспорт продукции АПК, экспорт услуг, логистика международной торговли и системные меры содействия международной кооперации и экспорта.

Каждый регион разработал собственную программу. К примеру, в Алтайском крае экспорт продукции АПК должен вырасти со 185,8 миллионов (2017 год) до 501 миллиона долларов США к концу 2024 года. Томская область планирует увеличить экспорт сельхозпродукции и продовольствия с 20,1 до 58,4 млн долларов к 2024 году. Флагманами роста на государственном уровне заявлены экспорт масложировой продукции, злаков, рыбной продукции, молочной и мясной продукции, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности. Но поскольку экспортировать имеет смысл то, что не производят в других странах, сибирские региональные власти делают ставку на эксклюзивные продукты вроде рапсового масла и соков на основе дикоросов.

Экспортные задачи тоже плохо решатся своими силами. Так, красноярская группа компаний «Дары Сибири» не нашла в России производителей оборудования для своей продукции. Компания производит продукцию на основе органического сибирского сырья (меда, продукции пчеловодства, хвойных средств, кедрового ореха, лекарственных трав, лесных ягод и грибов) и активно работает с Китаем, где востребована эта продукция. «Основа нашего производства — экстракты, оборудования для их выделения в России не производят, поэтому мы покупаем его в Южной Корее», — рассказывает директор Ирина Бондарь.

«Межениновская птицефабрика» экспортирует продукцию во Вьетнам и в октябре 2019 года планирует запустить современный завод по переработке рапса мощностью 60 тысяч тонн в год. «Инвестиции в проект составили порядка 500 миллионов рублей, из них более 300 миллионов — стоимость чешского оборудования, — рассказал генеральный директор Федор Халецкий. — Новое производство позволит нам открыть новые рынки сбыта: Китай, Гонконг, Сингапур, страны Персидского залива». В планах у фабрики поставлять в Азию до 40 тонн продукции в месяц.

 34-02.jpg ФОТО С САЙТА KURGAN.GRAINBOARD.RU
ФОТО С САЙТА KURGAN.GRAINBOARD.RU

 

Современные стимулы

Помочь созданию новых продуктов в регионах планируют за счет технологического перевооружения отрасли. В прошлом году Минпромторг ввел субсидию 15% на покупку отечественного оборудования. Кроме того, в правительстве обсуждается вопрос компенсации части затрат на НИОКР для предприятий пищевого машиностроения.

По мнению представителя алтайского завода «СиСорт» (CSort TM), производителя фотосепараторов для сельского хозяйства и участника регионального кластера аграрного машиностроения, новый правительственный курс будет способствовать развитию рынка.

«Господдержка нужна не только в машиностроении, но и в переработке, — говорит руководитель барнаульского отдела продаж «СиСорт» Денис Малышев. — Большинство предприятий переработчиков оснащены устаревшим оборудованием и не могут соответствовать запросам рынка. Субсидии в перевооружение отрасли могут открыть для них новые возможности, в том числе, в работе на экспорт». Компания «СиСорт» начала работу в 2007 году и первое время продавала зарубежную продукцию, востребованную в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности, затем перешла к сборке аппаратов, а от сборки — к производству аппаратов собственной конструкции, адаптированных для российского рынка. С 2014 по 2016 годы в рамках региональной программы поддержки инновационных предприятий ООО «СиСорт» получило17,8 млн рублей.

Одновременно с поддержкой предприятий-переработчиков правительство планирует увеличить экспортные поставки оборудования. Согласно Стратегии развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, приоритетными рынками для отечественного пищевого машиностроения станут страны СНГ, Африки и Ближнего Востока, Южной Америки и Азии. По данным Ассоциации Росспецмаш, экспортные поставки российского оборудования за шесть месяцев 2018 года выросли на 57% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 2,2 млрд рублей.

Выросшая из конструкторского бюро компания КБ «Технология» (Омск) 15 лет производит оборудование для пельменной промышленности. Сейчас компания поставляет оборудование и на экспорт — в Германию, Латвию, США, Израиль, Кипр, страны СНГ, Узбекистан, Армению и Грузию. «Производителей пельменного оборудования в мире всего пять — Китай, Тайвань, Италия — и два производителя из России, — рассказывает директор КБ «Технология» Александр Куприй. — Сейчас крупные организации даже не рассматривают покупку китайских и итальянских аппаратов. Китайские аппараты портят тесто и фарш, итальянское оборудование очень дорогое и сложное в эксплуатации. Опытным путем мы пришли к сборке аппаратов для российского рынка».

В настоящее время собственное производство широкого спектра пищевых ингредиентов в России практически отсутствует. Более 85% рынка ферментов, специй и пряностей импортируется.

Пряности без радости

О возрождении отечественного рынка пищевых ингредиентов не первый год говорит как профессиональное сообщество, так и власть. В настоящее время собственное производство широкого спектра пищевых ингредиентов практически отсутствует. Более 85% рынка ферментов, специй и пряностей импортируется, констатируют производители продуктов.

По данным Всероссийского научно-исследовательского института маслоделия и сыроделия (ВНИИМС), доля молокосвертывающих ферментных препаратов импортного происхождения на российском рынке составляет 84,3%. Так, в 2017 году основной объем импорта молокосвертывающих ферментных препаратов приходился на компанию Chr.Hansen — 43,4%, или 52,5 тонны. Второе место с долей 25,7% занимает голландская DSM (31,1 тонны). На третьем месте еще одна голландская компании CSK, ее доля — 11% (13,3 тонны). Среди российских производителей молокосвертывающих ферментных препаратов — ЗАО «Завод эндокринных ферментов» (Московская область), ООО «Арбина» (Иваново), ООО «Шако» (Ростовская область).

Очередную попытку решить вопрос с ферментами для молочной отрасли предприняли ученые Алтайского госуниверситета: они разработали уникальный импортозамещающий фермент для производства сыра, сейчас его тестированием занимаются сотрудники Сибирского НИИ сыроделия. Планируется, что оно будет завершено к концу 2018 года. «Если новая разработка окажется лучше импортных, тогда у этого фермента есть шансы очистить рынок для отечественных ферментов», — говорит руководитель Центра научно-прикладных исследований в области сыроделия и маслоделия ВНИИМС Юрий Свириденко. Пока что отечественные ферменты не могли конкурировать с мировыми брендами.

«Что касается ингредиентов и специй, их отечественные производители продуктов питания готовы импортозамещать на равные по качеству, но и тут выбор невелик. Основной объем специй, пряностей не выращивается в России, — объясняет технолог СПК. — Мы переключились на российских производителей ингредиентов, но сырье у данных производителей, как правило, также импортное».

Технологов российских пищевые холдинги также предпочитают обучать на родине производителей ингредиентов и специй. Заимствованные рецептуры и технологии адаптируются под конкретный продукт, но требуют отработки в экспериментальных цехах. Специалисты говорят, что при работе с капризными ингредиентами вроде плесени, приходится учитывать влажность, температуру воздуха, даже климат, в котором расположено производство, имеет значение. Наложение импортных технологий на отечественные реалии — всегда сложный процесс, в результате которого рождаются новые эксклюзивные продукты.

 34-03.jpg ФОТО С САЙТА MRCHECK1C.RU
ФОТО С САЙТА MRCHECK1C.RU

 

Выращивают сами

С похожими тонкостями столкнулись сибирские производители специализированного питания и БАД «Алтайский букет». Построив масштабное современное производство по переработке 2 тыс. тонн в год растительного сырья, компания всерьез озадачилась источником необходимых объемов сырья для загрузки построенных производственных мощностей. Поскольку миссия компании и ее изначальная стратегия строились на использовании местных — алтайских и сибирских — природных даров, вариант покупки сырья и ингредиентов за рубежом не рассматривался.

Компания делает ставку на создание в Алтайском крае, а в перспективе и других регионах Сибири, системы и инфраструктуры для заготовки и выращивания природного сырья. По мнению экспертов, это большой шаг к импортозамещению, так как он вызовет переориентацию и других игроков рынка (крупных производителей БАД, фармкомпании, сети аптек) с сырья зарубежного на сырье российское. «Что касается технологий в секторе растениеводства, — рассказывает генеральный директор ООО НПФ «Алтайский букет» Сергей Мухортов. — Это очень больной вопрос. Если нам удастся «добыть» современные технологии посева лекарственных растений, технологии защиты от сорняков, технологии сбора урожая, то для сельскохозяйственного бизнеса и переработки настанут хорошие времена. Потребность стран Юго-Восточной Азии в лекарственном сырье огромна, но без технологий много его не вырастить». «Алтайский букет» много средств и времени тратит на научную деятельность, сотрудничает с ведущими российскими НИИ и вузами в самых различных областях: начиная с разработки продукции и проведения клинических испытаний и заканчивая разработками технологий переработки.

На экспортном рынке пользуются спросом продукты первичной переработки из трав и ягод: соки прямого отжима, сгущенные и сухие соки, экстракты и концентраты, — говорят в компании. Особый интерес представляет лекарственное сырье для традиционной китайской медицины. Потребности в этой продукции уже сегодня составляют десятки тысяч тонн. И для массового производства лекарств из трав требуется огромное количество лекарственного растительного сырья и полуфабрикатов из них.

Умеренный скептицизм

Участники пищевого рынка довольно сдержанно относятся к сегодняшним перспективам российского машиностроения. «Если по сырью можно найти российскую альтернативу импорту, то по оборудованию я не встречал аналогов, которые могут конкурировать с гигантами отрасли», — говорит представитель компании-мясопереработчика. С ним соглашается Юрий Свириденко: «Современного оборудования европейского типа у нас нет. Есть предприятия, которые делают сыродельное оборудование, но по уровню они уступают европейскому. Попытки есть, но отечественные предприятия в самом начале пути», — констатирует представитель ВНИИМС.

Производство пищевого оборудования переживает трудности, характерные для машиностроения в целом. Проблема в инвестициях, в инженерном составе и подготовке кадров. «У нас есть все оборудование, на котором работают в Европе и Китае — лазерные резки, формовки и прочее, но на нем некому работать, — делится опытом работы с машиностроителями Александр Лысковский. — В стране большая проблема с инженерами, которые могут описать модель, сделать тестовый экземпляр, повторить образец. Инженеры старой школы очень опытные, но плохо владеют инструментарием на новых компьютеризированных станках. А молодым специалистам попросту не на чем было тренироваться, ведь в стране двадцать лет не было заказа на производство своих машин, станков и оборудования. Поэтому сейчас одна из важных задач компании — поиск талантливых инженеров, способных творчески решать нестандартные задачи».

Лояльны к отечественному машиностроению в основном малые и средние компании-переработчики. Их устраивает соотношение цены-качества, возможность получать сервисное обслуживание в своем регионе, не нести расходы на транспортировку оборудования из Европы или Китая. Многие компании экономят и покупают оборудование на вторичном рынке. Кроме того, при достаточной заинтересованности бизнеса возможны совместные разработки оборудования под конкретные нужды, как это сделал проект iFarm. Опрошенные бизнесмены не строят больших ожиданий по поводу обещаний правительства — программа модернизации должна заработать, прежде чем можно будет судить о ее результатах.

Источник: http://expert.ru/siberia/2019/01/est-vse-svoe/

У вас недостаточно прав для комментирования