Поиск по сайту

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

«Кадры решают всё!»
И.В. Сталин

Вопрос подготовки управленческих кадров является ключевым, поскольку воспитанные высоконравственные, управленцы (директора, руководители) способны быстро входить в процесс управления любой отраслью народного хозяйства брать ответственность на себя и эффективно, с минимальным ущербом для дела решать задачи управления.

Нынешняя ситуация с системой образования в России не удовлетворительная. Замкнутая на Запад существующая система образования в России неспособна воспитывать (взращивать) творцов-управленцев и творцов-руководителей, отвечающих критериям высокой нравственности и ответственности за вверенное им дело.

Управленец как специалист — это знания, полученных в процессе образования,и опыта, полученного в ходе работы, а также обязательное наличие определённых личностных способностей и качеств. Ещё есть нравственность, что связывает воедино всё это в психике и поведении человека. Если какая-то из вышеназванных компонент отсутствует — это означает, с высокой долей вероятности, что управленец только называется управленцем, но по существу им не является.

В нашей стране существует управленческий кризис. Нехватка специалистов-управленцев высокого уровня сказывается во всех сферах жизни нашего общества.

О нехватке специалистов управленцев можно сказать на примере не оправдавшей себя программы управления федеральным имуществом, утверждённая Правительством РФ в 2013 году (новая программа принята 15.04.2014 г. № 327) программа «Управление федеральным имуществом».

Характер программы предполагает, что в документе отражены цели, задачи, методы, инструменты и финансовые ресурсы для управления государственным имуществом. Принятая программа становится основой для реализации экономической политики по управлению федеральным имуществом Правительства РФ на ближайшую перспективу.

В государственной программе «Управления федеральным имуществом» отмечается, что Концепция управления государственным имуществом и приватизация в Российской Федерации, утверждённая Постановлением Правительства РФ от 09.09.1999 г. № 1024, выполнила свои задачи, сформировала предпосылки для дальнейшего совершенствования механизма управления (правовые, организационные и социальные).

Однако многие проблемы остались не решёнными. К наиболее серьёзным проблемам относятся:

· Недостаточная эффективность управления федеральным имуществом и потеря контроля над объектами управления;

· Низкая ответственность всех участников процесса управления федеральным имуществом;

· Низкая техническая обеспеченность взаимодействия участников управления;

· Наличие дублирующих структур управления в лице Росимущества и отраслевых министерств;

· Противоречивость положения государства как регулятора и акционера крупных компаний с государственным участием;

· Нарушение принципов справедливой конкуренции в секторах со значительным участием государства;

· Наращивание компаниями с государственным участием непрофильных активов

· Отсутствие чётких целей управления федеральным имуществом.

Также проблему недостаточной эффективности управления федеральным имуществом Правительство РФ пытается решить распродажей большей части имущества.

Предполагается, что на приватизацию будут выставлены акции вначале тридцати крупнейших стратегических компаний России, таких как «Софкомфлот», РЖД, Сбербанк, ВТБ, «Уралвагонзавод», всего планируется приватизировать ещё две с половиной тысячи акций. Также имеется тенденция к привлечению в качестве агентов приватизации банков. В список входят такие крупнейшие банки, как – «Морган Стэнли», «Голдман Сакс» Россия, АО «Сбербанк» России, АО «Альфа-банк», ООО «Барклайс Капитал» и др.

Новая волна приватизации проводится в значительной степени в интересах иностранного капитала. Об этом свидетельствуют и материалы экспертов, участвующих в обновлении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. В работе экспертной группы по направлению «Управление государственной собственностью и приватизация» принимали участие в основном представители либерального направления экономической школы. Помимо российских учённых к разработке привлекались в качестве экспертов иностранные специалисты. В качестве специалистов привлекались должностные лица Всемирного банка, ряд представителей Организации экономического сотрудничества и развития, Европейской комиссии, представители западных университетов. Обзор участия международных экспертов в обсуждении стратегии социально-экономического развития России до 2020 года: http://2020strategy.ru/data/2012/05/22/1214621682/document.pdf

Через приватизацию реализуется программа вывода государственной собственности России, таких стратегических объектов, как порты из юрисдикции российского государства. Например, сделка по порту «Ванино», который вначале купила компания «Мечел», а затем перепродала его трём оффшорным компаниям. https://lenta.ru/news/2013/01/28/vanino/.

Также программой «Управление федеральным имуществом» предлагается расширить институт «независимых директоров» так называемые профессиональные управленцы взамен государственных чиновников.

Количество акционерных обществ, органы управления которых сформированы с привлечением «независимых директоров», увеличились в настоящее время по сравнению с 2009 годом на 70 процентов.

Целевым показателем повышения эффективности управления по данному направлению является снижение доли государственных служащих в органах управления АО к 2018 году до 30 % - разве такой показатель, как замена государственных служащих на независимых директоров, может автоматически привести к повышению эффективности управления?

«Независимые директора» появились в зарубежной практике корпоративного управления с целью защиты миноритарных акционеров и компаний от необдуманных действий высшего менеджмента в 1980-х годах. Основная цель создания данного института в России – это приближение практики корпоративного управления к западным стандартам с целью привлечения иностранных инвестиций. Российское законодательство не определяет понятие «независимый директор». «Независимые директора» в настоящее время действуют на основании Кодекса корпоративного поведения.

С целью увеличения профессиональных управленцев в государственных компаниях был принят Приказ Росимущества от 25.05.2010 № 129 «О расширении практики привлечения профессиональных директоров в акционерные общества с участием Российской Федерации».

Комиссия при Росимуществе, которая занимается отбором «независимых директоров» для акционерных обществ с государственным участием, руководствуется следующими критериями: опыт работы на руководящих должностях; опыт работы в качестве члена совета директоров; наличие компетенций в сфере стратегического планирования, аудита, корпоративного управления, модернизация производства и инноваций, финансов и инвестиций; наличие общепризнанных международных сертификатов. Независимого директора можно привлечь к ответственности, в т.ч. и к уголовной. http://www.rosim.ru/activities/corp/directororgan/Kriteri_otbora.

В настоящее время существует серьёзные проблемы в их работе: неразработанная система регламентации функций, обязанностей и прав независимого директора, сложности юридического оформления отношений между государственном как акционером и независимым директором, проблема с вознаграждением независимых членов советов директоров госкомпаний за их работу. «Независимый директор» не является представителем государства, поэтому он не обязан защищать его интересы.

В научной литературе высказывается мнение, что внедрение института «независимых директоров» приведёт к тому, что в корпорациях с государственным участием некому будет защищать интересы государства. Не учитываются также, что интересы государства могут не совпадать с интересами хозяйствующего субъекта, а иногда и вступать с ним в явное противоречие, так как максимизация прибыли не должна быть основной целью государственных корпораций. https://ozlib.com/808072/pravo/effektivnost_sistemy_upravleniya_gosudarstvennoy_munitsipalnoy_sobstvennostyu

На качество управления влияет господствующая идеология в обществе – личного обогащения или рост благосостояния большинства членов общества.

Если первая, то управление будет порождать кризис в любой социальной сфере, а если вторая, то управление будет осуществляться на созидание и развитие общества.

Но помимо правильной идеологии управленец обязан владеть следующими навыками и дисциплинами:

· теория управления и теория подобия многоотраслевых макроэкономических систем для понимания предметной области управления и экономики;

· основы психологии и социологии;

· биология и география региона — для понимания того, что природа — среда деятельности человека и её состояние в первую очередь определяет состояние других сфер жизнедеятельности и влияет на здоровье тела и психики человека;

· курс законодательства с анализом и обзором конкретных законов о хозяйственно-финансовой деятельности как целостности;

· основы математики: линейная и векторная алгебра, линейное программирование, теория множеств, теория вероятностей, математическая статистика, вычислительные методы, алгоритм динамического программирования, теория меры — необходимы для того, чтобы управленец мог рассчитывать как последствия своей деятельности, так и разбираться в функционировании народного хозяйства;

· метрология и практика измерений, стандартизация и сертификация — необходимы для того, чтобы обеспечить системность и состоятельность принимаемых решений;

· бухгалтерский учёт — для проведения сравнения используемых в разных странах систем бухгалтерского учёта и систем сбора и анализа макроэкономической статистики;

· умение быстро читать и печатать, как основы для высвобождения времени для самообразования и выработки решений;

· иностранные языки — для чтения литературы зарубежных стран с целью изучения их опыта. http://dotu.ru/2004/06/23/20040623-dotu_red-2004/.

Таким образом, управленец должен уметь управлять по полной функции управления, а следовательно: выявлять факторы среды, вызывающие потребность в управлении; формировать вектора целей; формировать новые концепции управления; контролировать качество управления и достигать поставленных результатов; совершенствовать методологию и навыки прогноза при решении вопроса об устойчивости объекта управления в смысле предсказуемости его поведения.

Специалист, освоивший такой набор знаний, будет иметь состоятельные представления о процессах управления и функционировании народного хозяйства.

Управленец, получивший качественное управленческое образование (возможно имея изначально управленческие способности), приступая к работе, так или иначе, сталкивается с реальным делом. Чтобы войти в сферу управления любыми процессами, необходимо набраться опыта, и поэтому имеет смысл начинать под руководством более опытного управленца, либо начать с управления делом малого масштаба. Как показывает практика, качество управления заметно повышается, если, например, глава региона или мэр крупного города, прежде чем занять своё место, успел побыть директором завода, главой небольшого района или округа. Так была выстроена иерархическая система кадрового обеспечения в недавнем советском прошлом.

Управленец большими системами (районами, городами, регионами) должен обладать как минимум качественным образованием и опытом работы. Если же главой региона или мэром города становится человек не имеющий опыта, или профильного управленческого образования, или того и другого, то это грозит обратиться катастрофой для данной территории и для населения территории, либо ситуацией, когда из-за его спины руководят совершенно иные люди, неподконтрольные обществу и преследующие свои корыстные цели. Кроме того можно сделать вполне однозначные выводы о нравственно-этических качествах такого управленца, позволяющих ему занимать должность по руководству большим количеством людей и большой системой при отсутствии каких-либо знаний и опыта.

Если мы посмотрим на работу психики, то нравственность, как система взаимосвязанных и взаимообусловленных оценок «хорошо», «плохо», «безразлично» в отношении окружающих явлений жизни — является тем внутренними скрепами, которые связывает задатки, опыт и образование управленца, и более того, направляет его психику к тем или иным избранным им целям. На каркасе нравственности выстраиваются и мировоззрение, и культура мышления индивида.

Это справедливо не только по отношению к управленцу, но и по отношению к любому человеку. Управленцы, которые занимают те или иные властные места, имея порочную нравственность, зачастую пользуются своим положением, злоупотребляя должностными полномочиями в корыстных целях, не боясь ответственности даже со стороны высшего руководства страны. Делается это либо осознанно, либо же на бессознательном уровне, чувствуя, что их даже не уволят с руководящих постов, так как замену им будет найти не так уж и легко. Они же, в случае появления реальной угрозы быть смещёнными более талантливыми, способными и молодыми, сделают всё, чтобы не допустить этого. Тогда в приоритетах на службе становятся уже не польза обществу, а любыми путями и методами продвижение по служебной лестнице, занятие для себя наиболее комфортного и высокооплачиваемого места работы и изживание других талантливых управленцев, способных заступить на их место.

«Успешное выполнение всякой работы требует соответствующего работе настроения - соответствия эмоций осознаваемому человеку смыслу его жизни и деятельности. Хотя большинство населения привыкло жить и работать при том настроении, какое у них складывается «само собой», но этот образ жизни и деятельности аналогичен тому, что пианист попробовал бы исполнить музыкальное произведение на расстроенном фортепиано. Поэтому прежде, чем что-либо делать, научитесь ловить и удерживать искреннюю радость от сознания «всё, что свершается, - совершается наилучшим возможным образом при той нравственности и этике, что свойственны людям; всё течёт к лучшему» http://dotu.ru/2004/06/23/20040623-dotu_red-2004/.

Источник: https://www.planet-kob.ru/articles/8248/dlya-ustoichivogo-razvitiya-gosudarstva-neobhodimo-vysokoe-kachestvo-upravleniya-upravlenec-21-veka-upravlenec-vysokoi-nravstvennosti

У вас недостаточно прав для комментирования