Поиск по сайту

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

На днях просмотрел британский сериал «Чёрное зеркало» и задался вопросом по поводу его названия. Появилась мысль написать общую рецензию к идее этого фильма и немного порассуждать на тему зла и его проявлений, на тему глобального социума в его информационно-технической оболочке.

Сейчас многие сталкиваются с мнением, что сегодняшним вызовом для человека (определяющим новую эпоху) является неизбежный рост информационно-цифрового социального фактора. То есть той стадии прогресса, когда большой социум входит во всеобщую коммуникацию, вводит всех в реальность виртуальной действительности, ментально истощая каждого индивидуума, высасывая его соки духовной потенции к пониманию и мышлению, заменяя подлинное знание о вещи просто её информационной внешней составляющей (накладывая на неё цифровой код). То есть самому принципу слова наносится удар со стороны абсолютно пустой цифры. И таким образом, это общество раскрывает определённые грани своего сверхчеловеческого, надчеловеческого присутствия.

Создатели этого сериала попытались рассмотреть это присутствие и ответить на вопросы некоего антагонизма закономерного развития общества и человека, как носителя принципа сознания, принципа воли к смыслу. Но вопрос остаётся открытым — носит ли это противостояние подлинный характер. Несмотря на весь пафос определения зла будущего порядка информационного общества, весь фильм, так или иначе, пропитан гуманистическими принципами и подстраивания человека под обстоятельства. А именно: затирание темы смысла, то есть темы абсолютного конца, предложение некоего выхода из состояния абсурдности человеческого существования путём создания некой альтернативной реальности, где цифровое «я» человека освобождается от давления физических законов бытия и переходит в мир идеальной виртуальной возможности.

Смерть для них является чисто физиологическим проявлением (просто гибелью), а субстанцией идеального характера, «душой» служит информационный поток. Вся идея фильма основана на этом принципе, на принципе памяти, на принципе человеческого опыта, глубокого эмпиризма, детерминированности и погруженности в идею бытия как абсолютного долженствования и утверждения. Авторы пытаются снять напряжение страха перед неизбежностью и абсолютной неизвестностью смерти, наделяя её бытием информационно-солипсического характера. Таким образом зеркало этого фильма может отражать некий глубокий сон, без варианта проснуться.

В самом начале фильма нам сразу показывают символы: значок загрузки (загрузки матрицы), потом за ним появление чёрного зеркала (проявления тёмной энергии хаоса) и некое напряжение, от которого это зеркало не выдерживает и трескается. Понимать данный символизм (исходя из самой идеи фильма) примерно можно как то, что человек погружен в состояние глубокого сна, где отсутствует всякая связь со смыслом, в состояние тотального экзистенциального провала в самое сердце ночи. Вот только напряжение это создать не может, от которого зеркало этого мира разбивается.

Каждая серия фильма отражает определённые варианты, нависшей над человеком отдельно, некой идеи угрозы прогресса и цифрового будущего. Идея оцифровывания уже самого сознания и создание его абсолютной копии (наделением его неким цифровым «я») воспринимается уже сегодняшним обществом более-менее спокойно (первые признаки замены мышления на процесс информационной обработки данных). Создают чистого двойника (назовём его — «белый двойник») на подобие внутреннего тёмного (который, в отличие от белого, может присутствовать реально, в виде человеческого бессознательного). Разница лишь в том, что тёмный двойник это субстанциональное инстинктивное начало, не способное проявляться на человеческом пространстве отдельно, а белый двойник это вымышленная цифровая копия сознания (тоже субстанционального характера). Хотя мы прекрасно понимаем, что сознание это первопричина, а информация, вся эмпирика, весь чувственно-созерцательный опыт — это лишь зависимое от этого сознания следствие. Следствие не может порождать первопричину! Идея клонирования сознания абсурдна в пространстве мысли. Почему мы в фильме понимаем, что это именно сознание? — потому что клон входит в непреодолимое страдание, в жёсткое столкновение с некой окружающей его действительностью. И, соответственно, никакого противоположного вектора силы, вектора давления извне не может идти просто на какую-то энергетическую субстанцию информации, которая что-то несёт, так как она не отражает мысль в том экзистенциальном значении, при котором и возникает вся драма раскрытия смысла.

То есть в идее создания этого белого двойника применяется технология снятия с человеческого мозга определённой информационной матрицы и наделением (не понятно каким образом, по понятным причинам в фильме этот момент не раскрывается) её силой воображения и творчества, то есть искусственному интеллекту присваивают чисто человеческие качества созерцания и мышления. Авторы пытаются убедить зрителя, что сознание является субстанциональным и опирающимся на некий опыт. Как бы начальным уровнем в этом процессе является глубокое чипирование с полным поглощением человека виртуальной реальностью, нагружая мозг не только визуализацией, но и всеми чувственными способностями, то есть как уже было сказано оцифровывают не только внешнюю реальность, но и сам высший принцип отражения её. Некая версия снятия проблемы глубокой связи слова с сознанием, во взаимосвязи которых проявляется некий прокол и нарушение гомогенности бытия и тотального тождества. Авторами сериала затрагивается тема свободы через понимание её как некоего бесконечного созерцательного сенсуализма, ухода в виртуальный мир грёз и претензия коллективного разума на контроль судьбы человека.

Проблема в том, что как только человек теряет связь с логосом, со словом, с его смыслом, он погружается в хаос и становится сам частью его, экзистенционально обнуляясь и уничтожаясь. Развитие и доминирование информационной матрицы призвано стереть границы между словом и его пониманием, нивелировать всякий внутренний смысл его и вернуть бытие в первозданное состояние, погрузив его во всеохватывающий банал метафизики тождества.

Каждая история фильма это некий фантастический вариант развития общества (при сохранении одного принципа — виртуально-информационного порядка), но вектор, на мой взгляд, задан правильно и определённый концептуальный рисунок просматривается, в котором, под правильным углом понимания, можно разглядеть и некую частицу подлинного зла, которое несёт в себе само общество.

Источник

У вас недостаточно прав для комментирования