Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Согласно данным последнего опроса, опубликованного Всероссийским центром изучения общественного мнения, телевидение продолжает быстрыми темпами уступать свои позиции интернету. За семь лет с 2010 по 2017 год число любителей проводить свой досуг перед телеэкраном уменьшилось более чем вдвое – с 63 до 29 процентов.

Причин тому много – как объективных, связанных с большим удобством интернет-технологий, позволяющих гибко формировать и настраивать свои информационные потоки, так и субъективных, которые в основном сводятся к откровенно деградационной или манипулятивной направленности контента центральных телеканалов, ставшей слишком очевидной любому думающему человеку.

Однако, вопреки надеждам и ожиданиям многих, сам уход от телеформата не служит показателем изменившегося состояния общества, скорее, он лишь создаёт почву для последующей трансформации мировоззрения большинства людей с возможным переходом от развлекательно-оглупляющего образа потребителя информации, навязанного всё тем же ТВ, к уровню осознанного выстраивания своих информационных потоков, при котором развлечения и праздное любопытство уходят на второй план.

Причина этого как раз в том, что получив в свои руки такой мощный информационный ресурс, как Интернет, и даже отдав ему предпочтение перед телевидением, человек автоматически не получает в придачу необходимый набор знаний, навыков и личных волевых качеств, необходимых для владения этим инструментом. Чтобы лучше понять, о чём идёт речь, необходимо коротко рассмотреть, как менялась роль телевидения в мире и в нашей стране, выделив несколько условных этапов.

Человек в эпоху телевидения

В первые десятилетия, когда телевидение только появилось и ещё не стало общественным явлением, происходил постепенный процесс осознания его возможностей в управлении народными массами. На Западе эти возможности практически сразу стали использоваться в коммерческих интересах, чему способствовала доминирующая капиталистическая система. Так как при капитализме деньги делаются преимущественно на пороках людей, то в так называемых «развитых странах» именно в этом направлении телевидение и стало работать, сегодня достигнув достаточно высоких результатов.

kak ne byit telezritelem v internete 4 Как не быть телезрителем в Интернете?

В Советском Союзе второй этап прошёл под лозунгами формирования «человека-творца». Но по мере приближения к Перестройке, эта идея и этот информационный поток всё больше размывались, чтобы, в конце концов, полностью встать на западные рельсы, переориентировавшись на воспитание «человека-потребителя», что и вызывает недовольство большинства россиян.

Однако в этом процессе главное то, что на всех этапах развития телевидения простой человек и в целом массовая аудитория выступали в качестве объекта управления.

Каков был принцип? Правящие круги через центральные СМИ, и в первую очередь через телевидение, формировали информационную обстановку, которая воспитывала людей нужного качества. Конечно, у человека всегда был выбор, какую кнопку нажать на пульте, и какую радиостанцию слушать, но в действительности это была по большей части иллюзия выбора. Так как поддержание работы телеканала – крайне дорогое дело, доступное лишь крупному капиталу либо государственным структурам. А те и другие придерживаются достаточно чётких и однородных ориентиров, по причине чего и телевещание всегда велось в определённых рамках. Эти рамки обычно хорошо сочетались друг с другом, формируя у массовой аудитории хоть и не во всём верную, но достаточно целостную и непротиворечивую мировоззренческую картину, а факты или трактовки, противоречащие доминирующему потоку, максимально замалчивались или исключались из повестки дня.

В результате этого процесса человек, даже оставаясь во многом пассивным потребителем информации и не задумываясь о её влиянии на своё мировоззрение, не занимаясь постоянным «поиском истины», не включая критическое мышление, мог чувствовать себя достаточно комфортно, особенно в советской системе. Отсюда и пресловутое высокое доверие к телевидению, за которое до сих пор приходится горько расплачиваться.

Человек в эпоху Интернета

Интернет же не только нарушил прежний принцип вертикали информации, превратив каждого человека в маленькое СМИ (создание крупных информационных площадок в интернете в большинстве случаев также возможно без больших финансов, а значит, доступно простым гражданам), но самое главное – он предоставил людям возможность настоящего, а не иллюзорного выбора информационных потоков, открыв доступ к сведениям, которые раньше никогда не были доступны широкой аудитории.

Вот только наличие возможности и её реализация на практике – это очень разные вещи. Ведь для того, чтобы в Интернете «отделять зёрна от плевел», надо анализировать всю поступающую информацию, думать, выявлять оглашаемые и скрытые цели различных информационных потоков, сопоставлять с прошлыми своими оценками. И этот процесс не имеет ничего общего с обычным просмотром телевизора «вечером на диване», скорее, он является его полной противоположностью, так как это уже не развлечение, а труд – интересный, творческий, познавательный, но, тем не менее, именно труд, требующий задействовать силу воли, проявлять выдержку, сосредоточенность, внимание и многое другое.

Но, может быть, можно просто переключиться с телевидения на Интернет и продолжить жить «по-старому», при этом получив гораздо больше возможностей? Действительно можно, но не долго…

kak ne byit telezritelem v internete 1 Как не быть телезрителем в Интернете?

Теория управляемого хаоса в Интернете

Теория управляемого хаоса, про которую многие слышали, но немногие осознали, реализуется не только в политическом, но и в информационном пространстве. Точнее, информационное пространство и интернет, как главная его составляющая, служат основной средой воплощения этой технологии, суть которой сводится к тому, что разрозненные и на первый взгляд несвязанные между собой процессы могут обладать такой внутренней взаимодополняющей алгоритмикой, которая статистически вероятно приведёт большинство объектов воздействия в заданную точку. То, что изнутри вам видится как набор случайных хаотичных явлений и процессов, снаружи может являться выстроенной чередой событий заданной направленности. И в случае с Интернетом очень значительная часть его контента работает на те же цели, что и телевидение, только используя гораздо бо́льшие возможности.

Если современное телевидение способствует развитию порочности и деградации массовой аудитории в достаточно плавном и поэтапном режиме, то Интернет при реализации человеком того же «развлекательного подхода» делает это на порядок эффективнее и быстрее. Таким образом, дело не только в том, что сегодня нельзя быть по-прежнему замкнутым на телевидении, а в том, что нельзя быть в принципе пассивным потребителем информации – ни при просмотре ТВ, ни в интернете, ни при работе с любым другим источником информации (кино, музыка, газеты и так далее).

kak ne byit telezritelem v internete  Как не быть телезрителем в Интернете?

Кстати выяснить, способствует Интернет в большей степени вашему развитию или деградации, достаточно легко – для этого надо просто сопоставить количество того времени, которое вы проводите в интернете, развлекаясь или удовлетворяя праздное любопытство (многие именно с этой целью читают новости или листают ленту в соцсетях), и которое вы уделяете самообразованию или любому другому полезному делу, требующему доступа в сеть. Это соотношение и будет показателем того, насколько вы адаптировались к новым условиям и двигаетесь вперёд, либо же живёте по старым алгоритмам.

Подводя итог, следует сказать, что постепенный переход общества с телевидения на Интернет в качестве основного источника информации несёт за собой не только большие возможности, но и огромные риски. В особенности риску подвержены дети и подростки, получившие неконтролируемый доступ в сеть и ещё не обладающие необходимым набором знаний, навыков и личных качеств для его использования себе на пользу, а не во вред. Всем родителям желательно серьёзно задуматься о том, как они могут способствовать развитию критического мышления и необходимых личных качеств и навыков у детей для того, чтобы Интернет стал другом, а не врагом их ребёнка.

В большинстве случаев это требует в первую очередь работы над собой и демонстрации правильного личного примера.

Источник

У вас недостаточно прав для комментирования

Log in to comment