Поиск по сайту

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сегодня очень популярна поговорка: «Наглость – второе счастье». Я конечно, думаю, что наглых людей нигде не приветствуют… Но иногда без этой самой наглости просто не справится с жизненными обстоятельствами. На «своей шкуре» я убедилась, что стеснительность и мнительность порой могут сыграть недобрую шутку со своим обладателем.

Меня воспитывали тихим послушным ребенком, любые неконтролируемые замыслы и занятия немедленно и строго пресекались. Я была удобным ребенком. Старалась не выпячивать своё «Я», пока не спросят. А не спрашивали почти никогда. Поэтому я всегда оставалась спокойной серой мышкой на фоне нашего творческого класса. Моя бабушка возводила такое поведение в ранг идеала, и говорила, что воспитание – лучшее украшение. Я до сих пор согласна, что воспитание неотъемлемая черта интеллигентного и умного человека, но вот только почему в моем случае воспитанием назвали подавление своих собственных интересов во благо другим? Родители не терпели своих и моих неудач, поэтому я выбрала политику «меньше делаешь, меньше ошибаешься». Эта установка настолько долго преследовала меня, что неизбежно обросла десятком вытекающих из нее комплексов.

Став взрослой, я поняла, что стеснительность качество вовсе не положительное, а скорее паразитическое. На стеснительность легко можно спихнуть не желание развиваться, нелюдимость и многое другое. Став личностью каждый человек начинает копаться в своих недостатках, чтобы попытаться над ними работать. Но я встречала людей, которые стеснительность путают со скромностью, считая первое своим «украшением» или особенностью.

Откуда растет стеснение?

Оглядываясь на свое детство, удивляюсь: какой я была закомплексованной! В детском саду боялась подойти к воспитателю и попросить застегнуть мне курточку. Опасалась предложить подружиться соседской девочке: боялась, что она не захочет. В школе мне казалось очень страшным задать учителю вопрос, о том, что мне непонятно. А уж отвечать перед классом было настоящим мучением: вдруг я скажу что-то неправильно, и надо мной начнут смеяться?

Кстати, многие путают стеснительность со скромностью. Но последняя подразумевает адекватную оценку своих способностей. Просто скромный человек тонко чувствует ситуацию, в которой можно ненавязчиво продемонстрировать свои таланты, а в какой лучше остаться в тени.

Стеснительность рождается из заниженной самооценки.

Стеснительность и заниженную самооценку могут формировать:

  • негативные фразы родителей, например, «ты ничего не знаешь», «у тебя руки не оттуда растут»: подобные утверждения, повторяемые слишком часто, становятся частью убеждений ребенка, влияя на его подсознание;
  • физические дефекты, в том числе дефект речи;
  • особенности характера.

Какими бы ни были причины, хочу сказать: бороться с патологической стеснительностью нужно и родителям, и детям. Совместные усилия способны творить чудеса.

Избавляясь от своей стеснительности и проделав огромную работу над собой, я поняла, что в основе стеснительности лежит страх: быть непонятым, казаться глупым или смешным, стать отвергнутым интересными или близкими тебе людьми и т.д. И пока ты однажды не перешагнешь решающую черту, оставляя свои страхи и негативные убеждения позади, ты будешь оставаться робким и нерешительным. И одного раза чаще всего бывает недостаточно, нужно снова и снова приручать свои страхи.

Несколько практических советов

Хочу сразу сказать родителям, которые любят излишне жалеть своих детей или наоборот предпочитают ругать и слагать нравоученья после каждой совершенной ошибки: крайности не доведут вас до добра.

Чтобы побороть стеснение необходима ситуация, при которой ребенок будет знать, что родители верят в его силы, поддерживают его начинания, но основной шаг ему придется сделать самостоятельно. Иными словами: «Москва за нами! Ни шагу назад!».

Будучи подростком, не найдя поддержку в своей семье я сама стремилась искусственно создавать для себя подобные испытания. Например, ставила себе задачу подойти к прохожему и попросить проводить меня на такую-то улицу, мотивируя тем, что я впервые в городе. Пока я не выполню задание, я не разрешала себе вернуться домой, купить себе вкусности или сделать другие приятные вещи. Через неделю, после выполнения 2-3 задач, я чувствовала себя намного увереннее. Поверьте, осознание собственных сил и возможностей по-настоящему окрыляет и заставляет брать «новые вершины».

«Где есть стеснение, там уже нет удовольствия». (Жюль Верн)

Далее я усложняла свои задания.  Специально записывалась на школьные концерты, конференции, чтобы научиться выступать перед людьми. Я убеждала себя: в случае неудачи ничего не случится. Жизнь продолжится, а у меня появится новый опыт. Таким образом, я ничего не потеряю, но зато буду знать, что проявила силу воли и преодолела стеснение. Мне приходилось воспитывать себя самостоятельно.

Однако подобный самоконтроль в силу возраста или черт характера доступен далеко не всем ребятам. Многим требуется поддержка близких людей.

Что могут сделать родители, если их ребенок постоянно стесняется, и это мешает ему в самореализации? Вот какие шаги хотелось бы посоветовать предпринять:

  • Начинайте с детства. Если ваш малыш сторонится других детей, боится подходить к взрослым, посещающим ваш дом, создавайте вынужденные ситуации, в которых кроха будет заинтересован преодолеть свой страх. Например, выучите с ним стихотворение и попросите прочесть на новогоднем утреннике (в садике, школе). Пообещайте ему за это подарок. Ребенок просит купить конфету? Дайте ему денег и предложите самому подойти к продавщице и попросить, пока вы постоите в сторонке. В такой ситуации ребенок ощущает родительскую поддержку и одновременно проявляет самостоятельность.
  • Посещайте с ребенком кружки или секции, где требуется работа в команде. Это может быть танцевальный, театральный кружок, спортивная секция. Ребенок будет вынужден взаимодействовать с другими детьми, но при этом будет находиться в комфортных условиях, ведь его будут окружать друзья и учитель, который не ставит оценки и не осуждает.
  • Попросите школьного учителя чаще вызывать вашего ребенка, задавая ему посильные вопросы.
  • Посещайте с ребенком внеклассные мероприятия, встречи в школе или в секциях. Неформальная обстановка будет способствовать общению, и к концу праздника ваш малыша наверняка найдет себе друга.
  • Отведите школьника к психологу, который мягко побеседует с ним и научит основным правилам общения.
  • Вырабатывайте дикцию и громкий голос. Если у ребенка имеются дефекты речи, обязательно исправляйте их с помощью логопеда. Лучше всего это делать в дошкольном возрасте, пока еще сам малыш и его окружение в силу детской непосредственности не придают речевым дефектам большого значения. Учите с ним стихотворения, скороговорки, вырабатывайте дикцию и громкий голос. Красивая речь помогает быстрее преодолеть стеснение.
  • Регулярно говорите ребенку, что у него все получается, что он самый лучший. При любых сомнениях поддерживайте словами, но не стремитесь решать проблемы за него. Нужно подойти к преподавателю узнать задание? Пусть это сделает он, в не вы. Необходимо зайти в приемную комиссию и сдать документы? Выпускник вполне с этим справиться. Помните: «ни шагу назад!».
В вынужденных жизненных ситуациях, пусть даже смоделированных искусственно, самый стеснительный ребенок проявляет силу воли и действует решительно, ведь если он не сделает этот шаг навстречу своему страху, он разочарует и вас, и себя. А ведь это самое страшное для ребенка.

Я не могу сказать, что на сегодняшний день стеснение полностью ушло из моей жизни, но теперь я знаю: я способна преодолеть собственные страхи, и это делает меня уверенней в себе.

Источник

У вас недостаточно прав для комментирования