Понятие личности человека настолько многогранно, что выработать единый критерий для ее оценки не представляется возможным. Однако, пытаясь обозначить свое место в жизни, мы склонны отождествлять свое «Я» и «Я» других людей с результатами конкретной деятельности.
При таком подходе идентификации человека - дети не исключение. Результат, полученный на экзамене ребенок и его взрослое окружение (родители, родственники, учителя) часто принимают за наивысший критерий оценки личности. Между количеством баллов, набранных на ЕГЭ или в другой экзаменационной форме проверки знаний и творческими и умственными способностями ребенка, ставится знак равенства, что в корне неверно. Мы, взрослые, оглядев ситуацию с высоты своего жизненного опыта, должны понять и попытаться объяснить своим детям: оценка, полученная на экзамене это не есть истинный показатель ценности личности.
Экзамен – это показатель того, насколько эффективно и бесперебойно функционирует память, внимание, мышление и концентрация в условиях конкретной стрессовой ситуации.
Экзамен – это показатель того, насколько эффективно и бесперебойно функционирует память, внимание, мышление и концентрация в условиях конкретной стрессовой ситуации.
Культ оценки вместо культа личности?
Отношение подростка к школе и всему, что непосредственно с ней связано, во многом зависит от поведения родителей. Если в семье существует «культ» оценки, ребенок будет болезненно относиться к любой проверке знаний и испытывать страх за каждый полученный низкий балл.
Такая ситуация может наблюдаться в семьях, где родители в своё время сами учились на одни пятерки по своему желанию или под натиском семейных требований. И теперь они пытаются сформировать из своего ребенка собственное продолжение используя методы психологического давления и наказания.
Такой же культ оценки можно увидеть в семьях, где родителине имели высшего образования, и их судьба сложилась тяжело. Анализируя личный опыт, члены семьи приходят к мнению, что счастье и благополучие ребенка напрямую зависит от наличия высшего образования, а значит и высокая оценка за экзамен должна стать основным и бесспорным стремлением ученика.
Как развиваются природные способности ребенка, испытывает ли он интерес к учебе, насколько ему психологически комфортно, не всегда интересует взрослых. Меж тем страх получить низкую оценку и вызвать негодование родителей подавляет волю ребенка, занижает самооценку и приводит к личностному разладу. Знания, которые должны были стать пищей для мыслительного процесса остаются просто вызубренным вышколенным материалом, потому что отличную оценку наверняка можно получить если рассказывать и писать в точности «как в книжке».
Эти две ситуации являются примерами крайности культивирования школьных оценок, однако частично такие проявления можно заметить в семьях, где родители спокойно относятся к учебе ребенка. Спорт, творчество и любое детское увлечение может превратится в опасный инструмент, стирающий у ребенка критерий понимания ценности своей личности, если отношение родителей к ребенку будет зависеть от того, каких результатов он добился.
Тем не менее, полученные ребенком неудовлетворительные оценки нельзя вовсе оставлять без внимания. Для родителей это «маячок», означающий, что пора перейти к анализу ситуации.
Как помочь?
Не ругайте и не запугивайте ребенка, если количество баллов, полученных на экзамене, не соответствует вашим ожиданиям. Научитесь сами и научите ребенка правильно относиться к оценкам и использовать свои неудачи для тренировки диалективных навыков
Задайте ему вопросы:
- Как ты думаешь, почему твою работу так оценили?
- В чем ошибка? Ты не усвоил материал или баллы выставлены ошибочно?
- Что нужно предпринять, чтобы исправить оценку?
Такой алгоритм самоанализа не только подскажет как устранить свои ошибки, но и поможет в дальнейшем справляться со сложными жизненными ситуациями.
Другие методы психологической помощи:
- Приведите жизненный пример. В зависимости от ситуации подберите пример из собственной жизни или из жизни ваших знакомых, близких, демонстрирующий правильное отношение к оценкам. Если ребенок не успел или забыл выполнить домашнее задание, выполнил его плохо и получил плохую оценку, объясните ему, что в этом нет ничего страшного, каждый человек может допустить ошибку – это естественно. Главное вовремя ее исправить.
- Чаще интересуйтесь жизнью ребенка, а не оценками. Постарайтесь чаще расспрашивать ребенка о школьных событиях, друзьях, увлечениях. Чем старше становится ребенок, тем меньше стоит интересоваться результатами контрольных, диктантов и т.д. Баллы всегда можно посмотреть в дневнике или узнать об успехах ребенка от учителя в телефонном разговоре. Ребенок должен чувствовать, что ваше любопытство основано не на попытке контроля, а на искреннем интересе к его жизни.
- Если оценку поставили несправедливо. Этот вопрос, конечно, стоит обсудить с учителем. Но и ребенку стоит объяснить, что в жизни не всегда все происходит справедливо. И в этом нет ничего страшного, не стоит зацикливаться и переживать из-за мелочей.
- Хвалите, но не захваливайте! Многие дети в силу своей хрупкой психологической натуры болезненно относятся к оценке себя другими людьми. Этот «комплекс», например, есть у многих отличников: они не могут позволить себе сделать что-то плохо или ошибиться. Неудачи провоцируют у них депрессию. Такого ребенка надо чаще хвалить и поддерживать. Но хвалить можно только если ребенок действительно прилагал усилия и трудился, иначе есть риск превратить его в инфантильную и избалованную личность. Указывайте на недочеты в работе, делая это корректно, советуйте, как можно сделать лучше, учите смотреть на оценки как на временный показатель, который всегда можно изменить в лучшую сторону, если постараться.
Дорогие родители, помните, любая оценка – это не оценка личности! Даже если она покажется вам жизненно важной для вашего чада, научитесь и научите своих детей эмоционально нейтрально реагировать на полученные баллы, помогите ребенку научиться анализировать причины неудач и искать способы исправления своих ошибок, и в будущем он обязательно скажет вам за это спасибо!
Желаем вам отличных отметок!